«2060 год – это предельный срок»: эколог оценил план Москвы по борьбе с изменением климата
Из шотландского Глазго главный мировой центр обсуждения экологических проблем переместился в российскую столицу. В Москве с 23 по 25 ноября проводятся Международные климатические диалоги. В рамках мероприятия отечественные и иностранные специалисты по климатическим вопросам дискутируют о том, каким путём города и страны могут в ближайшие десятилетия достичь нулевых вредных выбросов в атмосферу и сдержать глобальное потепление
На форуме планируется представить наиболее перспективные технологии и инновационные решения по уменьшению антропогенного влияния на окружающую среду. По словам экспертов, именно мегаполисы в наибольшей степени подвержены экстремальным проявлениям климатических сдвигов, и экологические риски становятся всё более угрожающими развитию городской среды.
Ранее по итогам Конференции Рамочного соглашения ООН по климату (COP26) был принят общемировой план снижения углеродного воздействия на природу, который, однако, был скорректирован из-за позиции Китая и Индии. Эти две страны не стали обещать полностью отказаться от угля в обозримом будущем, поэтому в итоговом документе саммита было указано лишь намерение снижать использование этого наиболее грязного вида топлива.
Между тем, свои пути к углеродной нейтральности намечают не только государства, но и отдельные города. Москва в этом движении находится на передовых позициях среди российских регионов, хотя и уступает наиболее успешным столицам скандинавских стран. Руководитель Департамента природопользования Антон Кульбачевский сообщил, что на сегодняшний день практически завершён климатический план Москвы, рассчитанный до 2060 года. Его реализация начнётся уже с января.
Ранее чиновник рассказал, что мегаполисы, воплощая в жизнь планы по повышению энергоэффективности и внедрению зелёных технологий, могут внести свой весомый вклад в сглаживание траектории роста мировой температуры. Он напомнил, что Стокгольм собирается достичь нулевых вредных выбросов к 2040 году, Хельсинки – к 2035-му, а Копенгаген к 2025 году. У Москвы реализация проекта займёт больше времени, однако внесение необходимых изменений в законодательство города позволит запустить систематические изменения уже в ближайшее время. Кульбачевский отметил, что реформы затронут все отрасли, включая энергетику, транспорт, строительство дорог, жилых и административных зданий. По его словам, все эти процессы должны стать максимально направленными на природосбережение.
Неизменной остаётся задача и по сохранению зелёных зон в черте города. Вырубка насаждений в течение длительного времени является одной из значительных проблем, на которую обращают внимание экологи и жители столицы, несмотря на то, что в Москве действует целый ряд программ, нацеленных на увеличение посадок деревьев и кустарников, в том числе «Миллион деревьев».
Но, по мнению многих экологов, депутатов и, самих жителей ряда районов столицы, чиновники принимают явно недостаточно мер для сохранения «зелёных лёгких» столицы. Чаще всего, по данным ряда СМИ, деревья вырубаются в интересах застройщиков, возводящих, в том числе, жилые здания, а обещанные компенсационные посадки либо не проводятся вовсе, либо проводятся в меньших масштабах, чем уничтожение растений. Депутат Мосгордумы Магомет Яндиев этой весной отмечал, что за последние три года Москва потеряла около 200 тысяч деревьев, что негативно влияет на состояние окружающей среды.
«Это замечательно, что Москва строит новые красивые дома, но в то же время наблюдается картина, вектор которой направлен совсем в другую сторону, она заключается в том, что количество зеленых насаждений в Москве уменьшается», — заявлял парламентарий. Нередко с нарушениями происходит обрубка ветвей деревьев, что в итоге приводит к их гибели. Вышеописанные программы по озеленению города в лучшем случае лишь компенсируют ущерб от вырубок и застройки, а Москва, между тем, нуждается именно в увеличении объёмов зелёных насаждений.
Однако это лишь одно из направлений по улучшению экологической обстановки в мегаполисе. Согласно результатам исследований, наибольшие объёмы парниковых газов ожидаемо порождены энергетикой и транспортом. Антон Кульбачевский назвал снижение выбросов именно в этих сферах основной задачей московского правительства. Разработан перечень мероприятий, рассчитанных до 2030 и 2060 годов. Планируется вывести из эксплуатации предприятия по производству энергии, наносящие наибольший ущерб природе, такие как ТЭС. Будут усовершенствованы и переведены в закрытый режим системы теплоснабжения. В России к 2030 году откроются несколько комплексов по производству водородного топлива, и Москва намерена стать его активным потребителем. Продолжается развитие как общественного, так и личного электротранспорта. Действительно, столица активно развивает сеть электробусных маршрутов, а также строит зарядные станции для электромобилей. Для того, чтобы можно было в режиме реального времени следить за состоянием атмосферы, продолжается программа обновления автоматических станций мониторинга загрязнения воздуха.
Комментируя климатический план Москвы, директор природоохранных проектов «Зелёного патруля» Роман Пукалов рассказал «Московской газете», что, по его мнению, 2060 год – это предельный срок, а в действительности цель может быть достигнута и раньше.
«В Москве практически не осталось промышленности. Основные источники эмиссии вредных веществ – автотранспорт и московский НПЗ в Капотне. На НПЗ внедрена очень эффективная система очистки, никогда такой в России не было. Завод на карандаше находится, его выбросы тщательно контролируются», — отметил экоактивист.
Что касается автомобилей, то, по мнению Пукалова, за последние 10 лет многое изменилось. «Собянин непопулярные меры ввёл, платные парковки, ограничения для большегрузов, но они (меры, — прим.ред.) правда сказываются на экологии положительно. У нас, наверное, процентов на тридцать выбросы сократились за последние 10 лет», — добавил Пукалов. Он напомнил, что в ежегодном рейтинге регионов России по уровню экологии Москва с тридцатых-сороковых позиций поднялась на седьмое место. Поэтому углеродная нейтральность в столице вполне достижима через какое-то время.
Символично, что днём ранее в Москве была вручена общероссийская Национальная премия в области экологических технологий «ЭКОТЕХ-ЛИДЕР». Её лауреатом стал Магнитогорский металлургический комбинат, организаторы отметили усилия предприятия по снижению опасных выбросов в атмосферу. С 2017 года ММК инвестировал в свои экологические проекты 3,2 млрд рублей и снизил количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, на 22 тысячи тонн.
Как показывает этот пример, другие российские регионы и крупные предприятия вслед за Москвой встраиваются в «зелёные» тренды развития.
В столице также в ближайшее время объявят победителя конкурса «Лидер климатического развития», чей проект по охране природы от негативного воздействия хозяйственной деятельности человека получит господдержку. Ориентированность Москвы на поддержку различных инновационных решений, в том числе в экологической сфере, отметило даже экспертное сообщество на европейском уровне. Российская столица заняла первое место в категории «госуправление» конкурса «Города будущего: индекс ESG-инноваций». В этом рейтинге Москва превзошла Барселону, Берлин и Париж. Индекс учитывает эффективность решения экологических, социальных и управленческих проблем. Организаторы конкурса напомнили, что в Москве действуют 130 тысяч технологических компаний, которые в своей работе учитывают воздействие на окружающую среду. Однако и Москва только начинает идти по этому пути, и для реализации озвученных в эти дни долгосрочных планов предстоит не только потратить большие средства и изменить подходы к транспортной и градостроительной политике, но и внедрить в сознание чиновников, предпринимателей и всех жителей города мысль о важности сохранения благоприятной окружающей среды. Это очень непростая задача, требующая реального настроя на результат и слаженной работы всех городских структур.
Удаётся ли её решить, станет ясно гораздо раньше, чем в 2060 году.