Новость общества

Амнистия для нарушителей ПДД: какие аргументы у сторонников и противников резонансной инициативы

Амнистия для нарушителей ПДД: какие аргументы у сторонников и противников резонансной инициативы

Фото © «Московская газета»

04.05.2022 в 17:28:00
3239

Группа депутатов и сенаторов от «Либерально-демократической партии России» в конце апреля обнародовала свой проект Постановления об амнистии для нарушителей ПДД. Парламентарии от ЛДПР предложили на полгода освободить от наказания граждан, совершивших правонарушение в области дорожного движения, не несущее большой общественной опасности

По словам главы Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, амнистия коснётся практически всех статей главы 12 КоАП России, посвящённых правонарушениям автомобилистов. Исключением станут лишь ст. 12.8 и 12.26 КоАП, предусматривающие наказание за вождение в нетрезвом виде или передачу управления автомобилем лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а также за отказ от прохождения медосвидетельствования.

Авторы инициативы уверены, что с помощью данной меры можно поддержать граждан в условиях санкций и сохранить их денежные средства. Если постановление будет принято, оно вступит в силу после официального опубликования. В этом случае на полгода будет прекращено возбуждение административных производств за нарушения ПДД, ранее начатые производства также будут прекращены, а срок, в течение которого водитель должен считаться подвергнутым наказанию за ранее выявленное нарушение, будет признаваться отменённым. Таким образом, не только не будут назначаться новые штрафы, но даже водители, уже лишённые прав, получат удостоверения обратно до истечения срока наказания. Эти требования должны будут исполнять все контролирующие органы власти и суды.

Эксперты отнеслись к такому предполагаемому всепрощению очень настороженно. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков отметил, что для водителей предложение выглядит очень заманчивым, но нельзя забывать, что под амнистию могут попасть и действительно серьёзные проступки, такие как проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу в неположенном месте или сильное превышение скорости. Также может сложиться несправедливая ситуация в отношении законопослушных водителей, которые сразу оплачивают выписанные им штрафы. В выигрыше окажутся злостные неплательщики, с них снимут накопленные несколько десятков взысканий, которые они до этого игнорировали. «Есть 5-10% водителей на всю страну, которые, как только снимут какой-то запрет, будут ездить и на красный свет, и по встречной полосе. И эти 5-10% безбашенных водителей испортят нам всю нашу жизнь», — говорит Кадаков.

Предложение раскритиковал и председатель фракции «Справедливая Россия – За правду» в Госдуме Сергей Миронов. Он подчеркнул, что СРЗП всегда выступает против чрезмерного усложнения жизни автомобилистов. В частности, партия стала одним из инициаторов отмены обязательного техосмотра, а также выступает против снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч. Но в данном случае речь идёт фактически о временной отмене целой главы КоАП. Миронов назвал предложение коллег из ЛДПР безответственным и опасным. Депутат заметил, что нельзя считать неопасными для окружающих проезд на красный свет, езду без прав или любое превышение скорости. В этих ситуациях существует реальная угроза для других участников движения, а в случае введения такой амнистии дороги станут гораздо опаснее и для автомобилистов, и для пешеходов.

Координатор движения «Синие ведёрки», автоэксперт Пётр Шкуматов рассказал «Московской газете», что он выступает за амнистию, но не в том виде, как это предлагается сделать в проекте постановления ЛДПР.

«У любого судебного пристава всегда есть огромный массив неисполненных производств, это колонны папок, подпирающие потолок. По стране таких «висяков» миллионы. Кого-то годами не могут найти, кто-то просто не знает, что его оштрафовали, кто-то подолгу эти взыскания оспаривает. И такие дела накапливаются и просто мешают полиции и ФССП работать с текущими, актуальными делами», — объясняет Шкуматов.

По словам автоэксперта, в интересах самого же государства периодически очищать систему от таких давних исполнительных производств, которые уже вряд ли будут доведены до конца. Такого рода амнистии полезны, и их нужно периодически проводить. Но это должна быть разовая акция, проводимая достаточно редко и непредсказуемо для граждан, чтобы водители не совершали нарушений в надежде на скорое освобождение от наказания. Списание некоторых взысканий — это лишь побочный эффект, а главной целью должно стать повышение эффективности системы за счёт освобождения от «мёртвого груза». Что же касается полугодовой отмены штрафов по текущим нарушениям, то Шкуматов с такой постановкой вопроса категорически не согласен. Речь, по его мнению, должна идти только о старых делах, которые становятся помехой для работы органов власти.

Эксперт добавил, что по административным правонарушениям формально есть срок давности, но из-за цифровизации и автоматизации процедур он де-факто не работает.

«Через два месяца, если штраф не оплачен, дело автоматически передаётся судебным приставам. И им приходится заниматься этим множеством неоплаченных штрафов. А к ним потом приходит прокуратура и спрашивает, почему две тысячи дел не исполнены, почему так плохо работаете?», — рассказал Шкуматов. Собеседник издания также подчеркнул, что в целом дисциплина автомобилистов постепенно растёт. Сейчас больше 90% нарушителей оплачивают свои штрафы своевременно, тогда как раньше так поступали лишь около половины водителей.

В разговоре с «Московской газетой» депутат Госдумы Ярослав Нилов заявил, что роста числа правонарушений на дорогах опасаться не стоит, поскольку, как утверждает парламентарий, постановление должно коснуться как раз тех нарушителей, чьи деяния уже совершены на момент вступления в силу амнистии.

«Государственная дума должна пользоваться своим правом на объявление амнистий, но палата делает это очень редко. Поэтому, так как амнистии бывают не только уголовные, но и по административным делам, мы и предлагаем такую меру. Считаем её целесообразной. Пока на рассмотрение Госдумы проект не выносился, но мы надеемся на широкую поддержку. Ведь это социально ориентированная инициатива, у нас больше 50 миллионов водителей в стране», — отметил Нилов.

Депутат уверен, что эффект от этого предложения будет лишь в том случае, если она затронет широкие слои населения, поэтому ЛДПР и предлагает включить в амнистию практически все статьи главы 12 КоАП.

Между тем в середине апреля ГИБДД сообщила, что по указанию руководства МВД инспекторы не будут привлекать автовладельцев к ответственности за малозначительные нарушения и сосредоточатся на пресечении серьёзных проступков, угрожающих другим участникам движения. К малозначительным нарушениям, в частности, относится отсутствие брызговиков, одна неработающая фара или различающийся рисунок шин на разных колёсах машины. Формально эти недочёты содержат в себе состав правонарушения, но де-факто они не несут серьёзной общественной опасности. В подобных случаях сотрудники ГИБДД будут ограничиваться максимум устным замечанием. Собирается ли Госдума поддержать всеобъемлющую амнистию, предложенную ЛДПР, пока неизвестно.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
пдд, амнистия, нарушители, инициатива
Поделиться
Похожие новости