Новость общества

Ассортимент продукции в молочной отрасли России может сократиться

Ассортимент продукции в молочной отрасли России может сократиться

Фото © «Московская газета»

14.01.2023 в 15:23:00
2749

Стоит ли ожидать дефицита?

По данным INFOLine, российская пищевая промышленность в 2022 году испытала снижение спроса и производства. Собеседник «Московской газеты» в молочной отрасли прокомментировал изданию аналитику агентства.

Производство пищевых продуктов в России за 11 месяцев 2022 года выросло лишь на 0,5%, а учитывая индекс цен на продовольственные товары (+19% январь-ноябрь 2022 к аналогичному периоду прошлого года), можно говорить о снижении производства и потребления продуктов питания в стране, сообщила «Московской газете» руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine Светлана Силенина.

«Кредитование пищевой промышленности за 10 месяц обвалилось на 50%, столь значительное падение мы наблюдали последний раз в 2018 году, — говорит Светлана Силенина. — При этом, по данным исследования INFOLine, в 2021 году кредитование предприятий пищевой отрасли, выросло более чем в два раза на фоне расширения и модернизации производственных мощностей для более глубокой переработки сырья, а также на фоне необходимости пополнения оборотного капитала для более быстрых расчетов компаний с поставщиками во избежание перебоев в поставках».

В продолжение сырно-молочной тематики, «Московская газета» получила от INFOLine любопытную информацию.

«Производство сыров и сырных продуктов выросло за 11 месяцев 2022 года на 11% до 802,6 тыс. т. Однако вместе с тем выросли и запасы продукции у производителей (+25% в ноябре по сравнению с 2021 годом): высокая инфляция и сокращающиеся доходы населения сместили потребительский спрос в сторону более доступных категорий по цене продуктов, таких как питьевое молоко и молокосодержащие продукты с заменителями молочного жира», — рассказала Светлана Силенина.

По прогнозам аналитика, инвестирование в отрасль переработки с/х продукции, в том числе в производство сыров, и активность реализации проектов во многом будут зависеть от дальнейшей санкционной активности ведущих развитых стран мира. Без доступа к современным технологиям и оборудованию многие проекты рискуют быть замороженными.

Уход международных брендов безусловно отразился на полках магазинов, однако наиболее заметным в 2022 году стало замещение продукции компаний Coca-Cola и PepsiCo, сказала Светлана Силенина:

«Что касается сырной категории, то после приобретения группой компаний «Велком» активов финской Valio произошла замена бренда на Viola, а сыры под маркой Oltermani теперь выпускаются под маркой Laplandia. PepsiCo в свою очередь сохранил бренд «Ламбер», поскольку изначально запускался для российского рынка».

Данные INFOLine прокомментировал, с точки зрения молочной отрасли, директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.

«В молочной отрасли никакого снижения производства нет, — сообщил эксперт. — Производство только выросло: сырьё, сырое молоко, производится даже в больших объёмах, чем раньше. Переработчики молока вынуждены перерабатывать всё, что закупают, потому что боятся потерять поставщиков. И это приводит к перепроизводству: очень тяжёлая ситуация с сыром, сухим молоком, сухой сывороткой, маслом. Потому что потребление упало, в связи с тем, что Россия потеряла 1-1,5 млн потребителей в 2022 году. И это перепроизводство при снижении потребления скажется на российском рынке в 2023-2024 году».

Обвал кредитования предприятий пищепрома связан с тем, что инвестиции в производство в текущей экономической ситуации стали более рискованными, считает Михаил Мищенко.

«Сегодня инвестиции в производство мало кто вкладывает: оборудование достать сложнее, многие работают «на склад». Расширяют производство только те, кто вложил инвестиции до этого, кому оборудование было поставлено в конце 2021— начале 2022 года», — сказал директор Центра изучения молочного рынка.

Как всё это может повлиять на продовольственную ситуацию?

«Сокращение ассортимента продукции, по крайне мере, в молочной отрасли, — возможно, дефицит — нет. Будут закрываться предприятия. Сейчас уже ряд предприятий становится на «листы по продажам», в 2021 году некоторые предприниматели уже пытались продавать заводы. Очень серьёзное падение будет в Сибири, Западной Сибири, на Урале, коснётся оно и европейской части России, а также таких регионов, как Белгородская, Курская, Ростовская области», — прогнозирует собеседник издания.

Рост цен на молоко, с которым столкнулись производители сыра, объясняется ростом цена на корма для скота

«Нет, причина в другом. Глобально в мире цена на молоко была высокая, потом упала, а на территории России осталась высокой по причине большого спроса. Ситуация парадоксальная, я говорю и о перепроизводстве, и о большом спросе, постараюсь объяснить. Толчок производства молочной продукции был в 2020-2021 годах: был рост потребления во время ковида из-за ограничения перемещений во всех странах люди остались «внутри» и стали тратить деньги «внутри». Как и россияне. Потребление молока выросло на 7% и в 2020 и ещё на 10% в 2021 году. Рынок молочной отрасли — достаточно инертный, все игроки надеялись, что 2022 год покажет ту же историю, что 2020-2021, и закупали много молока, чтобы поставщики «молочки» не ушли к другим производителям. Спрос был большой, и была даже надежда на экспорт. В 2022 году надеяться на экспорт стало трудно. Однако, молочноперерабатывающие предприятия уже закупали, в силу своих планов, сырьё и производили продукцию долгого хранения: сыры, концентрат, масло. А российские производители молока тоже жили ещё в реальности 2021 года, плюс сами зависели от своих зарубежных поставщиков и работали с ними по их ценам. Но конечную цену продукции определяют спрос и предложение. Свою роль сыграл и курс рубля, укреплённый действиями Центробанка: во всех странах цена на «молочку» сокращалась, а в России, из-за крепкого рубля, оставалась высокой», — заключил Михаил Мищенко.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
продукты, россия, дефицит, ассортимент
Поделиться
Похожие новости