Новость общества

Будет ли чем заедать все неприятное? Кондитеры рассказали, что будет с ценами на сладости

Будет ли чем заедать все неприятное? Кондитеры рассказали, что будет с ценами на сладости

Фото © «Московская газета»

31.08.2022 в 12:46:00
4175

В марте российские производители кондитерских изделий предупреждали о подорожании своей продукции до 30%. Что происходит с ценами на сладости сейчас?

«Московская газета» продолжает разбираться в ситуации. Ранее издание писало о работе кондитерских фабрик в условиях санкций и некоторых проблемах с ингредиентами в отрасли.

Цены на кондитерские изделия в России могут начать снижаться уже в этом году, рассказал «Московской газете» основатель всероссийской сети онлайн-кондитерских Family Dessert Дмитрий Дюран. Причиной этого, по его словам, станет импортозамещение сырья и оборудования для производства кондитерской продукции, которое уже достигло ощутимых результатов.

«Многие экономисты предсказали подорожание кондитерских изделий этой зимой, однако участники рынка считают, что факторы, которые влияют на рост цен, во многом уже исчерпали себя, — говорит Дмитрий Дюран. — На рынке стоимость продукции может начать снижаться. Валюта стабильна, импортозамещение идет полным ходом, в России ожидается рекордный урожай, замена поставщиков произошла, и нет каких-то факторов, которые могли бы значительно ухудшить ситуацию. Есть определенные сложности с оборудованием, которое раньше в значительной степени было европейским, однако и его уже сейчас удалось заменить азиатскими аналогами. По многим позициям были найдены качественные мелкосерийные российские производители».

Кондитерские изделия в России заметно подорожали в марте-апреле 2022 года из-за нарушения логистических цепочек в поставках сырья, отметил основатель сети онлайн-кондитерских.

«В значительной степени сырье для производства авторских кондитерских изделий, например, маргарин и шоколад, поставлялось из-за рубежа, в том числе из Европы. В различных сегментах общее подорожание достигло 25 - 30%, однако, в данный момент ситуация с логистикой выровнялась, а существенная доля сырья успешно прошла импортозамещение. В наших кондитерских сейчас более 70% сырья российского и белорусского производства, а оставшаяся часть поставляется из стран, которые не поддержали режим санкций. Безусловно, еще год назад доля отечественного сырья не превышала бы 30 - 40%. При этом мы можем довести долю российского сырья до 90%, хотя есть определенна группа продукции, которая просто не производится у нас. Например, некоторые виды орехов, фруктов и многое другое. Но все они есть в дружественных странах, и здесь нет никаких угроз для провоцирования подорожания», — убеждён кондитер.

По словам собеседника издания, цены на кондитерскую продукцию замерли перед падением.

«Мы не планируем повышать цены на свою продукцию. Наоборот, за счет роста продаж сейчас есть возможность постепенно и плавно снижать стоимость кондитерских изделий. Я не верю в отрицательные прогнозы по рынку и считаю, что мы уже прошли дно, и сейчас идет восстановление отрасли и спроса. Я это вижу по цифрам – продажи постоянно растут», — рассказал Дмитрий Дюран.

Движение цен на сырьё для кондитерской продукции — разнонаправленное, рассказал «Московской газете» гендиректор кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьёв.

«На продукты с высоким содержанием какао можно ожидать снижения цен за счёт укрепления рубля, поскольку валютные цены на какао-бобы не сильно выросли. Продукты с высоким содержанием молока, сахара, растительных жиров будут скорее дорожать, поскольку рублевые цены этих групп сырья выросли в 2022 году, — объяснил эксперт. — Мы ожидаем некоторую стабилизацию цен сырья и, возможно, даже снижение из-за начинающейся рецессии в мировой экономике и падения спроса на кондитерскую продукцию в отдельных странах, но на текущих закупочных ценах эти процессы пока не отражаются».

Вследствие пандемии, санкций, роста цен на топливо существенно выросли логистические затраты, и здесь вряд ли нас ждут какие-то позитивные изменения в ближайшее время, считает Виталий Муравьёв.

«Рост кондитерского рынка скорее обусловлен пост-пандемическим оживлением покупок и трендами внутри рынка (рост сегмента шоколада с начинками, шоколада без сахара и так далее). Сейчас не самое благоприятное время для долгосрочных прогнозов, кондитерская индустрия — не исключение», — полагает гендиректор «Победы».

Что касается поставщиков сырья, то, по словам собеседника «Московской», фабрика «Победа» всегда работала с несколькими поставщиками по разным направлениям, а теперь на предприятии нашли новых поставщиков по ряду ингредиентов, поэтому текущую ситуацию с сырьем можно назвать полностью стабильной: «Западные санкции эпизодически вносят коррективы в цепочки поставок, но приводят лишь к временным перебоям, поскольку в России и в мире достаточно альтернативных предложений».

Что касается оборудования, в последние годы «Победа» мало приобретала западноевропейское оборудование из-за его дороговизны и, вследствие этого, низкой конкурентоспособности, добавил специалист: «У нас есть позитивный опыт работы с российским, турецким, китайским оборудованием, мы готовы развивать эти направления в будущем».

Текущая ситуация позитивно повлияла на тех кондитеров и тех поставщиков сырья и оборудования, которые не стали поддаваться панике и нашли новые решения, сказала «Московской газете» исполнительный директор кондитерской фабрики «Счастливые дети» (Саратов) Юлия Ивакина.

«Во время ценового коллапса, когда было неясна цена на сахар и другие компоненты, в том числе импортные, мы не поднимали свои цены, а следили за развитием ситуации. Ждали два месяца, склады у нас были заполнены, мы могли позволить себе подождать. В итоге ситуация стабилизировалась, цена на сахар выровнялась, а сырьё мы заменили на полностью российское. Кстати говоря, цена на сахар нестабильна уже на протяжении четырех лет, мы к этому уже привыкли. Сейчас мы повысили цену на свою продукцию на 10%, с учётом всех рисков, которые мы заложили при смене поставщиков. Наш продукт — для детей, он должен быть доступным для всех слоёв общества», — рассказала Юлия Ивакина.

Проблемы с импортным оборудованием и расходными материалами фабрику не затронули, добавила она.

«У нас свой инновационный центр, мы сами производим оборудование, на котором работаем. Разрабатываем в том числе и роботов. Есть штат работников, которые несколько лет занимаются совершенствованием нашего оборудования. Расходные материалы — тоже в основном российские. Были и зарубежные, но мы нашли других поставщиков, у которых на данный момент налажены поставки расходных материалов через Азию, с китайского производства европейских компаний», — сообщила исполнительный директор «Счастливые дети».

Также фабрике удалось быстро найти новых производителей сырья для упаковки, отметила предприниматель.

«Раньше на рынке были российский производитель, который работал на отечественном сырье, и российский — на импортном, который использовал иностранные краски из Европы. Последний стал повышать цены. И мы вернулись к российскому производителю, который за последнее время повысил качество своей продукции до уровня первого производителя», — рассказала Юлия Ивакина.

Спрос на продукцию фабрики «Счастливые дети» — сахаристые изделия, такие, как сахарная пудра и леденцы, возрос примерно на 30%, сообщила исполнительный директор фабрики. Это связано с тем, что с полок магазинов ушла аналогичная импортная продукция: «Для производства мы используем сахар, который всегда покупали, преимущественно, в России».

Общеотраслевой комментарий по ситуации с ценами и импортозамещением в «кондитерке» предоставила «Московской газете» вице-президент Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РосПик) Ирина Эльдарханова.

«Процесс повышения-понижения цен на кондитерскую продукцию происходит постоянно, и это связано со стоимостью сырья, — сказала вице-президент РосПик. — В феврале-марте поставщики поднимали нам цены даже не по курсу валюты, а просто выставляли, как в 90-ые годы, фиксированный курс, например 150 рублей за доллар. Но и раньше, в течение всего конца 2021 года и с начала 2022 года сырьё в долларах постоянно дорожало. Поэтому повышения цен российскими производителями кондитерских изделий были обоснованными, не было задачи «заработать на ситуации», а была лишь задача не оказаться в убытках. Сейчас, когда ситуация с сырьём более-мене стабилизируется — по разным причинам, в том числе, потому что понижается стоимость сырья в других странах, появился новый урожай фруктов, сырьё стало подешевле. До этого некоторые производители повысили цену до 20% — сейчас они имеют возможность упасть в цене на 5-10%. А некоторые не увеличивали стоимость или сделали это на 5%. Сегодня они не меняют цену, а работают по тому прайсу, который установили. Ситуация у всех разная», — пояснила Ирина Эльдарханова.

Но в любом случае, процесс подорожания обусловлен естественными причинами, и ждать понижения цен на сладости не стоит по целому ряду факторов, начиная с сезонного повышения ставки работников «кондитерки», считает представитель отрасли.

«Перед Новым годом московские кондитерские фабрики нанимают дополнительных работников из регионов. Если в прошлом году минимальная ставка для сотрудников была 150 рублей в час, то сейчас меньше, чем за 180 рублей в час, люди работать не пойдут — с зарплатами в регионах ситуация, к слову сказать, не меняется. И этот рост ставки работника должен быть заложен в цену продукции. На 20% может повышаться из-за этого цена товара. Некоторые кондитерские предприятия сейчас нанимают до 100% работников — на предприятии, допустим, работает 300 человек, и руководство нанимает ещё 300 человек. Даже если сырьё сейчас дешевеет, то рабочая сила дорожает. Это вызвано предновогодним сезоном, который у некоторых предприятий может длиться до следующего февраля-марта», — отметила Ирина Эльдарханова.

По словам вице-президента Российской Гильдии пекарей и кондитеров, сейчас цену снизят только те, кто в прошлом феврале-марте поднял её на 20-25%, сумев обосновать это перед торговыми сетями. Теперь эти предприятия, как предполагает эксперт, снизят цену на 5-10%. Рост потребления кондитерской продукции в России имеет сезонную причину, к тому же, летом, в жаркое время сладостей потребляется меньше.

На данный момент импортное сырьё для российских сладостей можно заменить только на 10-15%, считает Ирина Эльдарханова: «Пищевой продукт агар-агар, используемый в нашей отрасли, орех, миндаль, какао-бобы — всё идет по импорту. Я недавно ездила в Африку выбирать сорта какао-бобов. Как заместить шоколад, если сырьё для него есть только в Африке и Индонезии? Сухофруктов почти нет в России. Это Узбекистан, Таджикистан. Сухофрукты сейчас не заместить, хотя российские предприятия пытаются. Мы тоже, купили в этом году свежую сливу и абрикосы из Ставропольского края и применили свою технологию, чтобы сделать из них сухофрукты. Да, это импортозамещение. Но в России пока практически нет производства по высушиванию фруктов. Импортозамещение будет происходить постепенно, а не спонтанными скачками».

Что в «кондитерке» на данный момент можно заместить отечественным сырьём?

«Сахар — который тоже частично ввозился по импорту, — патоку. Кто-то пытается заместить ароматизаторы. Есть компании, которые работают в значительной степени на российском сырье, например, те, кто изготовляют печенье, пряники выпечку. Мука — российская, как и была. Эти компании как работали на отечественном сырье, так и будут работать», — отметила собеседница издания.

Как обстоит дело с оборудованием и расходными материалами?

«На большинстве предприятий стоит немецкое или итальянское оборудование. На некоторых — турецкое. Европейские компании пока не отказались продавать нам машины. Либо его можно через третьи страны. Но все процессы удлиняются, усложняются. Раньше оплата в евро приходила на следующий день, сейчас — через три недели. Однако, сейчас всё это решаемо» — рассказала Ирина Эльдарханова.

Мелкосерийного отечественного оборудования для импортозамещения не хватает, считает вице-президент РосПиК: «В России делаются только отдельные виды оборудования. А под российской торговой маркой бывает продаётся полностью китайское. Я хотела как-то раз закупить российское оборудование, связалась с поставщиком, и тот рассказал, что оно 60 дней делается в Китае, потом его 30 дней надо везти в Россию, в итоге поставка происходит за 120 дней. Я знаю случаи, когда оборудование под российской маркой производилось в КНР».

«Но без сладостей, тем не менее, никто не останется. Новогодние подарки россияне получат в полном объёме. Заедать всё неприятное будет чем», — заверила Ирина Эльдарханова.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
кондитерские изделия, цены, сладкое
Поделиться
Похожие новости