Новость общества

С кондитерским импортозамещением всё «в шоколаде»? Как работают российские фабрики в условиях санкций

С кондитерским импортозамещением всё «в шоколаде»? Как работают российские фабрики в условиях санкций

Фото © «Московская газета»

29.04.2022 в 18:53:00
4509

Ещё недавно российские производители шоколада заявляли о санкционных проблемах: стоимость кондитерской продукции выросла на 30%, сообщил «Ъ». В марте западные компании Fazer и Lindt остановили поставки шоколада в Россию. Как писал РБК, в 2015 году российские производители не смогли заместить импортный шоколад

О том, каковы перспективы и возможности импортозамещения шоколада в России сегодня, выясняла «Московская газета».

Ситуацию на российском рынке шоколадной продукции проанализировала аналитик Центра экономики рынков Ирина Светлова.

«В Россию импортируется около 10% потребляемого на российском рынке шоколада и шоколадных изделий, содержащих какао, при этом доля импорта в структуре шоколадного рынка нашей страны сохраняется на данном уровне с 2014 года (незначительное снижение импорта шоколада в Россию наблюдалось в 2015–2020 годах). Импорт шоколада в России растет незначительными темпами: среднегодовая динамика (CAGR) ввоза шоколада и шоколадных изделий в нашу страну за период с 2014 по 2021 годы составила +1,7%. Всего за этот период объем импорта шоколада увеличился на 16 тыс. тонн или на 12,6%. Темпы отечественного производства шоколада и шоколадных изделий держатся примерно на таком же уровне: за период с 2014 по 2021 годы объемы производства шоколадных фабрик выросли на 149 тонн или 13,9%. Среднегодовая динамика держится на уровне +1,9% в год.

Таким образом, отечественное производство замещает 90% российского рынка шоколада и шоколадных изделий, новые санкции и ограничения на поставку шоколадной продукции могут затронуть ограниченную часть сегмента немецкого шоколада высокой ценовой категории (из Германии в Россию импортируется 24% всего импортного шоколада). В тоже время часть импортных шоколадных изделий из других стран будет поставляться через Беларусь и другие страны ЕАЭС (например, Казахстан).

Иная ситуация обстоит с сырьём, используемым для производства шоколада, которое в основном поставляется в РФ из других стран. Объемы импорта какао-бобов, масла, пасты, порошка из какао-бобов ежегодно растут в среднем на 2,5%. С 2014 года объем поставляемого для производства шоколада сырья увеличился на 18,5%, а снижение объемов ввоза какао-бобов, масла, пасты, порошка из какао-бобов наблюдалось только в период пандемии.

Казалось бы, с точки зрения обеспечения российских кондитеров сырьем для производства шоколада из-за текущей геополитической ситуации могут возникнуть трудности. Но так как основной объем импорта сырья поставляется из таких стран, как Кот-д'Ивуар, Индонезия, Гана, Малайзия, мы ожидаем, что сбои поставок сырья могут быть лишь кратковременными», — отметила Ирина Светлова.

Попытки «Московской газеты» связаться с отечественными производителями шоколада столкнулись с трудностями. В концерне «Бабаевский», например, корреспонденту издания сказали, что импортозамещение — «коммерческая тайна», и «никто вам про это говорить не будет». Разговор с директором предприятия по производству по неизвестной причине оборвался, больше дозвониться до него не удалось.

Зато подробный комментарий «Московской» дала совладелица и генеральный директор кондитерской фабрики «Победа» Ольга Муравьёва. Отметим, что сейчас на российском рынке шоколадной продукции только «Победа» выступила с заявлениями об успешном импортозамещении и дальнейших планах производства, остальные производители пока не столь уверены в своих силах.

У «Победы» нет проблем с импортным оборудованием, комплектующими, поставками сырья?

«Оборудование мы покупаем в разных странах, — рассказала Ольга Муравьёва. — Основные машины для производства шоколадных масс куплено Швейцарии. Линии для разлива шоколада и конфет — Германия, Дания. Открыли для себя рынок турецкого оборудования. Стали покупать и российское, которое стало появляться благодаря работе отечественных инженеров — у нас уже функционирует несколько вертикальных упаковочных машин, одна горизонтальная, которая работает со скоростью 600 штук в минуту, а также первый российский робот, который заменяет 16 упаковщиц.

Сложностей по обслуживанию нет, у нас хорошие механики, электрики, инженеры, которые умеют его ремонтировать. И если необходимо заменить какие-то узлы, то их можно выточить на токарных станках, напечатать на 3D-принтере, либо заказать за рубежом.

Поставщики какао-бобов традиционно — это такие страны, как Гана, Кот-д'Ивуар, а также мы берём бобы из Перу, Мадагаскара, Эквадора, Колумбии, Доминиканы и других стран. Например, какао-масло мы покупаем также в Малайзии и Индонезии.

Основные ингредиенты для производства шоколада — это какао тёртое, какао-масло, сухое молоко, молочные продукты, такие как сыворотка, сливки, пахта, и сахар. Соответственно, молочные продукты и сахар производятся в России. Упаковка производится как в России, так и в других странах — Чехии, Польше, Германии.

Мы продолжаем расти как производство — монтируем новое оборудование, совершенствуем старое, сейчас в планах модернизация нескольких линий, буквально неделю назад запустили линию по производству конфет, будем ставить ещё одну — по производству вафельных тортиков и конфет и линию по разливу шоколада», — рассказала директор «Победы».

Корреспондент «Московской» задал руководству фабрики несколько уточняющих вопросов. «Фабрика «Победа» обеспечила себе хорошие запасы оборудования к санкционным временам и во многом за счёт этого сейчас может работать на хороших мощностях? Что планируется предпринимать, когда именно импортному оборудованию понадобятся именно импортные комплектующие, которые надо заказывать за рубежом? Насколько подорожала доставка комплектующих? И насколько дорога доставка сырья, ведь все логистические маршруты сейчас изменились?»

Ольга Муравьёва дала позитивные ответы на эти вопросы, вместе с тем признав кое-какую проблему:

«Мы нашли новые рынки для покупки оборудования — Турция, Россия и Китай — на случай отказа европейских производителей от поставок. Ежегодные инвестиции в производство составляют от 200 до 500 млн рублей. Нельзя купить оборудование «впрок». Мы расширяемся ежегодно. Поставки техники продолжаются. Также мы можем заказывать аналогичные детали у других поставщиков, либо печатать на 3D-принтере (мы уже применяем этот подход) или изготавливать на токарных станках. Доставка сырья подорожала в три раза», — сообщила директор фабрики.

Руководство предприятия смотрит в санкционное будущее с оптимизмом, которому можно позавидовать. Однако перебои с логистикой, как можно заметить, коснулись фабрики — как и всякого бизнеса в России. Что скажут другие представители кондитерской отрасли?

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
шоколад, импортозамещение, кондитеские изделия
Поделиться
Похожие новости