Новость общества

К чему приведёт кондитерскую отрасль отказ от дистрибьюторских услуг

К чему приведёт кондитерскую отрасль отказ от дистрибьюторских услуг

Фото © «Московская газета»

19.11.2022 в 21:05:00
3177

«Московская газета» обсудила с экспертами годовые итоги кондитерской отрасли и то, почему её производители постепенно отказываются от услуг дистрибьюторов

Крупному дистрибьютору холдинга «Объединённые кондитеры» предприятию «Главторг» грозит банкротство. На сентябрь 2021 года объем банковских кредитов компании превышал 2,5 млрд руб., из которых 755 млн руб. приходилось на Сбербанк, а остальное — на ВТБ и Альфа-банк. Без новых займов «Главторг» не сможет выполнять кредитные обязательства, считают эксперты издания. В текущих условиях кондитерам перестают быть нужны дистрибьюторские услуги, им целесообразнее сотрудничать напрямую с ритейлом.

«Московская газета» обсудила проблемы и достижения отрасли за 2022 год с её представителями.

В целом по рынку объем продаж и по шоколаду, и по конфетам восстановился после пандемии, рассказал «Московской газете» гендиректор кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьёв.

«Наши объемы выросли на 20 % год к году, хороший рост демонстрируют новинки без сахара и с функциональными добавками», — рассказал гендиректор предприятия.

По его словам, сырье фабрика «Победа» всегда покупала у разных поставщиков, текущую ситуацию с сырьем можно назвать полностью стабильной, поскольку в России и в мире достаточно альтернативных предложений.

«Что касается оборудования, в последние годы «Победа», не дожидаясь санкций, заменила западноевропейское оборудование на российское и турецкое, — сообщил Виталий Муравьёв. — Из-за санкций приходится ввозить некоторые запчасти непрямыми путями. Но откуда и как – это секрет».

Почему кондитеры сейчас предпочитают работать без дистрибьюторов, а напрямую взаимодействовать с ритейлом?

«До появления в России крупных торговых сетей дистрибьютор был партнером, который помогал твоей продукции появиться в самых дальних от Москвы городах и регионах, — рассказал собеседник «Московской газеты». — Но постепенно появились крупные логистические операторы, распространилась широкая цепочка логистических поставок, упала стоимость доставки. С крупными торговыми сетями производители, сокращая издержки, стали работать напрямую. Роль дистрибьютора сузилась. В этом бизнесе ниже — норма прибыли, выше — конкуренция».

Что касается проблем с сырьём и импортозамещением в кондитерской отрасли, здесь всё действительно происходит сложно, сказала «Московской газете» вице-президент Российской ассоциации пекарей и кондитеров Ирина Эльдарханова.

«Как бы мы ни любили Восток, качество ароматизаторов, красителей, которые в Европе делаются из натуральных фруктов и растений, заменить восточным качеством невозможно. Поэтому существует проблема со здоровой продукцией. И есть два потока: те, кто идут на вынужденное снижение качества, и те, кто любым способом, пусть даже при значительном удорожании, пытаются привезти качественные ингредиенты из Европы, какими бы кругами их ни пришлось привозить, задействуя разные механизмы в разных странах. Это небольшие кондитерские с маленьким производством, задуманные для выпуска качественной продукции и перерабатывающие непосредственно какао-бобы в шоколадную плитку, безо всяких заменителей и консервантов, — отметила Ирина Эльдарханова.

Как снижение качества скажется на потребительском спросе?

«На спросе это не сказывается, только малая часть потребителей изучает состав продукции, — говорит представитель отрасли. — Тем более, сейчас идёт сезон активных продаж кондитерской продукции. Если какая-либо компания её закупает, то исходит из того, что есть на полках магазинов. Но вот на детской продукции и особенно новогодних подарках это снижение качества сказывается не очень хорошо. Дети будут есть то, на что у них может возникнуть аллергия».

Какими будут для кондитеров итоги 2022 года в плане спроса и предложения продукции?

«Поведение потребителя очень ситуативно и может резко меняться: когда происходят определённые события, люди начинают заниматься только самыми необходимыми делами и приобретают только товары первой необходимости, их энергия тратится на выживание и на эмоции, переживание событий, — отметила Ирина Эльдарханова. — Сейчас идёт главный период деятельности кондитерской отрасли, всё решает ноябрь-декабрь. Если не будет каких-то новых резких событий, итоги года для кондитеров будут нормальными».

Почему кондитеры отказываются от услуг распространения своей продукции?

«Дистрибьютор нужен производителю для того, чтобы не создавать отдельное подразделение для реализации своей продукции и не брать на себя лишних хлопот. Волна банкротств, которую предрекают к весне 2023 года, будет заставлять производителей выходить на более прямые контакты с конечным потребителем, и коснётся тех компаний, у которых наблюдается неуравновешенное соотношение собственных средств и взятых кредитов», — пояснила вице-президент Российской ассоциации пекарей и кондитеров.

По словам эксперта, многие дистрибьюторы заранее закупают большое количество продукции, а потом не могут справиться с этими объёмами, если вдруг по какой-либо причине, социальной или экономической, падает спрос.

«1 декабря «Объединенные кондитеры» практически прекращают выпуск продукции, отпускают нанятых работников. Это значит, что объём продукции уже сформирован, продукция выпущена, теперь её надо успеть отвезти в регионы и т.д. Если нет спроса, если те, кто покупали подарки, говорят, что не могут их купить, этот объём продукции начинает очень сильно давить, а тут ещё наступает время оплаты кредитов. На дистрибьюторах эта ситуация может сказаться раньше», — сказала Ирина Эльдарханова.

К чему приведёт отказ от дистрибьюторских услуг?

«Это приведёт к некоторому снижению цен, — считает собеседница «Московской газеты». — И большим хлопотам для производителя, но потребитель может выиграть. Каждый посредник имеет свою дополнительную прибыль. А когда производитель продаёт продукцию напрямую, он не закладывает никуда прибыль посредников, а только покрывает издержки, и у него освобождается 10-15%, на которые он может снизить цены. С точки зрения потребителя, прямые поставки всегда более выгодны».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
кондитеры, шоколад, дистрибьюторы
Поделиться
Похожие новости