Новость общества

Цены на чай в России постепенно начали движение

Цены на чай в России постепенно начали движение

Фото © «Московская газета»

25.10.2023 в 17:27:00
1696

Аналитик и представитель отрасли рассказали «Московской газете» о динамике производства, цен и спроса на российском рынке чая – одного из главных национальных горячих напитков

В 2022 году производство чая выросло на 11% до 14,3 тыс. тонн после прошлогоднего сокращения на 5%, сообщила «Московской газете» руководитель направления «Потребительский рынок» аналитического агентства INFOLine Светлана Силенина.

«Производство чёрного чая осталось на уровне предыдущего года (99,4 тыс. т), на его долю в общем объеме производства приходится 67% (в 2021 – 73%), — отметила эксперт. — Но в 2023 году наблюдается небольшое снижение производства около 1-2% относительного прошлого года, связано это, скорее, со снижением потребления внутри страны на фоне сокращения населения, переключения потребителя на другие теплые напитки и уменьшения доходов».

Не стоит забывать, что практически все сырье для производства чая импортируется в нашу страну, главными образом из Шри-Ланки, Индии и Кении, отметила аналитик.

«Все эти страны остаются деловыми партнерами нашей страны, — говорит Светлана Силенина. — Но на импорт безусловно негативное влияние оказывает слабый рубль. Кстати, импорт чая на 90% состоит из чёрного чая в стоимостном выражении. Также готовую чайную продукцию мы отправляем на экспорт, главным образом в страны ближнего зарубежья, например Беларусь и Казахстан. Одним из трендов последних лет стало активное производство иван-чая (кипрей), который также отправляют на экспорт».

На российском рынке чая консолидированными игроками, занимающими более 70% рынка, являются крупнейшими «Орими Трэйд» (ТМ Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»), «СДС-Фудс» (ТМ Ahmad, Richmond, Berty’s) и «Компания Май» (ТМ Citrus, «Лисма», «Майский чай»), сообщила аналитик.

«Несмотря на снижение доходов и переход на бережливую модель потребления отечественный потребитель не откажется от чая, так как это один из наших главных горячих напитков», — заключила Светлана Силенина.

К концу года традиционно рынок чайной продукции входит в высокий сезон, рассказал «Московской газете» владелец «Первой чайной компании» Андрей Мануйлов.

«Во-первых, холодает, а в холодное время года потребление чая вырастает, плюс чай является одним из любимых видов подарка на осенне-зимние праздники, начиная с Дня учителя и заканчивая Новым годом», — отметил собеседник издания.

Из-за роста курса доллара в течение последних месяцев наблюдается постепенный рост цен на чай и ингредиенты, импортируемые из-за рубежа, сообщил Андрей Мануйлов.

«Производители в основном не сразу среагировали на повышение курса доллара, но через некоторое время цены начали меняться. При этом из-за разных условий поставок, например, в розничные сети, производитель чая не может сразу и резко менять цену продукции или, например, менять ее несколько раз на коротком периоде — все это приводит к снижению маржинальности, иногда ухудшению качество сырья, ингредиентов и так далее», — отметил владелец «Первой чайной».

Что касается логистики, то ситуация в 2023 году в целом стабилизировалась, добавил эксперт.

«Многие крупные логистические компании прекратили перевозки в РФ, однако на рынке сейчас есть достаточное количество предложений от логистических компаний, что снизило в целом стоимость логистики и обеспечило конкуренцию на рынке, — пояснил собеседник «Московской газеты». — Конечно, общее количество предложений по логистике меньше предыдущих периодов. Расчеты по импортным контрактам осуществляются в основном в местных валютах – юани, рупии и т.д. Расчеты в долларах США прекращены, хотя многие поставщики оставляют котировки в долларах США и при сделке пересчитывают в национальные валюты. В принципе, проблем с расчетами сейчас нет, а в начале года они были».

Что касается спроса, то в течение всего года наблюдались волнообразные скачки спроса, не всегда связанные с сезонностью и другими традиционными для чая причинами, добавил Андрей Мануйлов.

«Скорее, это было связано с некоторой перенастройкой рынка и потребления. Мы наблюдаем стабильный рост продаж чая и чайных напитков на маркетплейсах, которые уже составляют серьезную конкуренцию розничным магазинам. В целом мы ожидаем стабильный спрос в конце 2023 года и надеемся на рост рынка в 2024 году», — заключил владелец «Первой чайной компании»

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
чай, цены, россия
Поделиться
Похожие новости