Новость общества

Что будет с ценами на автомобили в России и как отрасль справится с дефицитом комплектующих?

Что будет с ценами на автомобили в России и как отрасль справится с дефицитом комплектующих?

Фото © «Московская газета»

15.09.2022 в 23:50:00
1876

Сегодня стало известно, что АвтоВАЗ откажется от производства Lada Xray – в качестве причины называется зависимость от компонентов, выпускаемых в «недружественных» странах. Об этом сообщили «Московские ведомости»

Что же ждет российский автомобильный рынок, чем производители будут компенсировать создавшийся дефицит комплектующих и как текущая непростая ситуация отразится на ценах – в материале «Московской газеты».

«Не могут же все автосалоны продавать один АвтоВАЗ?!»

Российский автомобильный рынок сегодня переживает непростые времена. Недавно аналитическое агентство Автостат сообщило, что объемы покупок новых легковых автомобилей в августе 2022 года упали на 64% по отношению к августу прошлого года. И такое падение мы наблюдаем не первый месяц.

Есть ли шанс российскому авторынку к 2023 году выйти на уровень показателей января 2022-го?

Максим Едрышов, руководитель общественного центра «Автомобилист», считает, что до такого возвращения январских показателей нам ещё очень и очень далеко: «Даже и в 2023 году вряд ли мы к ним вернемся. Вообще, автомобильная отрасль оказалась одной из самых пострадавших. При этом, если авиаотрасли выделяют субсидии, то дилеры предоставлены сегодня сами себе. Государство даёт деньги только автопроизводителям. Но не могут же все автосалоны продавать один АвтоВАЗ?!»

По словам эксперта, сегодня ситуация такова, что АвтоВАЗ – чуть ли не единственный автомобильный завод, который что-то производит на территории нашей страны и делает относительно недорогие автомобили, однако есть ещё китайцы.

«Они очень быстро сориентировались, — говорит Максим Едрышов. — увеличили поставки, привезли на наш рынок абсолютно новые, незнакомые ранее россиянам бренды. Учитывая, что китайский автопром за последние годы достаточно сильно вырос и в качественном отношении, и в плане дизайна у них все улучшилось, это вполне приличные модели. Просто раньше на них никто не обращал внимания, им было сложно конкурировать с корейскими и европейскими марками».

Сегодня китайских автомобилей на улицах городов России все больше и больше. И в 2023 году этот тренд, полагает автоэксперт, сохранится: «Китай будет наращивать свое присутствие на нашем рынке. Только за половину сентября уже состоялись презентации новых моделей, например, внедорожник Tank 500. В скором времени у нас должен появиться автомобиль, очень похожий на Aurus, только в восемь раз дешевле. Сейчас сертификацию проходят неизвестные нам ранее китайские производители – Changan, например. Другие объявили о своем скором приходе в Россию».

Координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова тоже уверена, что китайцы продолжат свою экспансию на российский рынок:

«Действительно, с начала 2022 года доля китайских авто на рынке РФ значительно увеличилась. В Москве автомобили из КНР впервые стали самыми продаваемыми – это свежая новость. Более того, по некоторым оценкам, к концу года «китайцы» могут занять 60% рынка. Оставшаяся его часть останется автомобилям, которые произведены в России или были завезены до марта».

Chery – марка №1?

Китайская марка Chery уже завоевала сердца многих российских автолюбителей. Так, например, на 22-й премии «Автомобиль года в России» компания «Чери автомобиль рус» одержала победу в номинации «Прорыв года».

Юлия Каблинова советует не спешить с выводами насчет её лидерства в России:

«Пока сложно сказать. На московском рынке в лидерах по продажам за август – Havаl Jolion с показателем 854 купленных автомобиля. На второй позиции – Geely Coolray, (776 шт.), а Chery только на третьем».

По словам Максима Едрышова, Chery сегодня находятся в очень выгодной ситуации. И это совершенно заслуженно. Но конкуренция будет еще расти.

Что будет с российским автопромом?

С одной стороны, не все так плохо. «АвтоВАЗ только-только представил кроссовер на базе Lada Vesta, кроме того обещают создать новый автомобиль на платформе B0, — говорит Максим Едрышов. — Но если в первом случае с реализацией этих планов у отечественного производителя не должно быть проблем, то во втором случае АвтоВАЗу, возможно, придётся искать поставщиков «примерно всего».

Конечно, глупо отрицать тот факт, что зависимость от западного импорта на сегодняшний день у нас довольная серьёзная, отмечает собеседник издания, но здесь надежда тоже на китайцев.

«Взять, например, Lada Vesta. Там не менее трети комплектующих – импортные. Послабления правительства РФ, позволяющие выпускать упрощённые модели без подушек безопасности и АБС, как раз и связано с этим. Но постановлением кабмина нельзя моментально построить завод по производству АБС. Весь мировой автопром что-то у кого-то импортирует. Так что в этом плане скорее всего будет сделана ставка на китайских партнеров», — отметил Максим Едрышов.

Юлия Каблинова видит ещё несколько выходов для российского автопрома. Дефицит, как она считает, мы будем компенсировать и китайским импортом, и поставками из других дружественных стран, да и про другой вариант не стоит забывать: «Параллельный импорт уже очень хорошо сработал с точки зрения поставки комплектующих, запчастей и расходников. Однако и тут есть проблема. Если говорить о новых машинах, то параллельный импорт не выгоден для машин нелюксовых брендов, из-за сложностей логистики и посредников бюджетное авто выходит сильно дороже».

Ждать снижения или повышения цен?

Мнения экспертов по этому вопросу разделились.

Юлия Каблинова не ждет снижения цен: «Что касается цен, то прогнозировать их сейчас очень сложно, экономическая ситуация в мире настолько нестабильная, что то, что будет завтра на самом деле, наверное, не знает никто. Но в том, что нас ждет снижение текущих цен, я очень сильно сомневаюсь».

«Я думаю, будет корректировка цен, — полагает Максим Едрышов. — Потому что сейчас их задрали просто до небес. Цены были иногда просто «заградительные», такое впечатление, чтобы никто не покупал ничего. Можно было встретить УАЗ «Патриот» за 3,5 млн руб.! Сегодня цены, вероятно, немного начнут падать, но вряд ли, стоит ожидать серьезного снижения. Однако, те цены, которые мы имеем сейчас, однозначно – высокие. Lada Vesta за 2 млн рублей! По-моему, выше некуда. УАЗ «Патриот», который теперь будут выпускать в упрощённом варианте, – 1,6 млн рублей! Надо понимать, что никакие льготные автокредиты вряд ли помогут поднять спрос с такими ценами, ведь у потребителя сегодня денег становится всё меньше».

Существенного снижения цен ждать не стоит, полагает руководитель общественного центра «Автомобилист», даже после полномасштабного прихода на рынок китайского автопрома:

«Китайцам просто не дадут зайти к нам с недорогими моделями, которые у них продаются сейчас на внутреннем рынке. Там сегодня можно купить весьма приличный автомобиль того же класса, что и Lada Vesta, примерно за 600 тыс. рублей (в переводе на наши деньги). Нам таких машин по такой низкой цене ждать не стоит».

Автор: Иван Сергеев
ТеГИ
автомобиль, Россия, автоваз, комплектующие
Поделиться
Похожие новости