Новость общества

Что в России подорожает из-за того, что подорожал пластик?

Что в России подорожает из-за того, что подорожал пластик?

06.10.2022 в 10:35:00
2910

Что происходит с отечественным производством пластика и как это повлияет на стоимость всего, что в России из этого материала делается — разбиралась «Московская газета»

Данная отрасль импортозависима на 80%, сообщил в беседе с журналистом издания президент Союза переработчиков пластмасс Михаил Кацевман.

«Однако, сырьё — полимеры для производства пластика — производятся в России, — отметил президент СПП. — Основная проблема — «присадки» для производства и возможные проблемы с запчастями. Сейчас запчасти у всех есть, но имеются определённые тревожные моменты, которые мы стараемся предотвратить, заключая контракты с турецкими и китайскими компаниями».

Расчёт на параллельный импорт через Турцию европейских комплектующих?

«Не только: Турция за последние годы стала индустриальной державой. Идут разговоры о создании совместного с Турцией предприятия по производству литьевых машин. Но элемент параллельного импорта существует. С другой стороны, у турецкого машиностроения, которое мы сейчас внимательно изучаем, есть чему поучиться», — рассказал Михаил Кацевман.

По словам эксперта, в производстве пластика все литьевые машины импортные.

«Последние 5-6 лет был взят большой крен на китайское оборудование. Его сейчас порядка 25%. Порядка 60-70% — итальянское и немецкое. Японского и американского оборудования у нас практически нет. С имеющимся в России машинами могут быть поломки и проблемы, связанные с запчастями», — считает представитель отрасли.

Теперь запчасти будут идти в Россию окольными маршрутами?

«Есть длинные логистические пути параллельного импорта тем более, что законодательство этот момент поправлен, процедура несколько упрощена, — говорит Михаил Кацевман. — Но можно также создать в мобилизационном порядке небольшие участки по изготовлению запчастей в России. Не строю иллюзий, эти запчасти не будут идентичны оригинальным, но они позволят оборудованию работать. Создание параллельной машиностроительной инфраструктуры — не дело месяцев, нельзя за полгода идеально сделать то, что западные компании отрабатывали нам годами. Но, в принципе, это возможно».

«Московская газета» уже писала о ситуации с «присадками» для производства пластика в России: контейнеры с китайским токсичным грузом — лаками, красками, растворителями, застаивались в портах Дальнего Востока.

«Я направлял по этому поводу письмо в Федеральную таможенную службу, мне ответили, что по ситуации принимаются всяческие меры, — сообщил президент Союза переработчиков пластмасс. — Таможня, понимая всю свою ответственность и не понимая, что везёт, отправляет опасные грузы на экспертизу, экспертиза занимает время, начинается простой грузов. Китайский импорт возрос в несколько раз, порты и логистические центры перегружены: товарооборот с Китаем увеличился практически на 50%, люди не привыкли так чётко и интенсивно работать. Где-то человек не понимает, что надо работать по-другому, где-то оборудование не позволяет, где-то — площади. Но проблема постепенно решается».

Причина простоя возможно была в том, что, как рассказал эксперт «Московской газеты», у РЖД не хватало мощностей для транспортировки груза, а именно — платформ для контейнеров, в которых лаки, краски и растворители должны перевозиться?

«Да, недостаток платформ для контейнеров тоже имел место быть, — подтвердил президент СПП. — Можно отметить и тот фактор, что в связи с частичной мобилизацией энное количество людей в логистических компаниях на какое-то время покинули своё рабочее место. Компаниям в отрасли нужна бронь или отсрочка, военкоматы отнеслись к этому с глубоким пониманием: некоторое количество наших мобилизованных сотрудников вернули, чтобы не остановились инфраструктурные проекты».

В связи с увеличением себестоимости производства пластика в России, можно ли ожидать роста цен на продукцию из пластика?

«Конечно, в основном всё, что приходит по параллельному импорту имеет двойную цену, — отметил Михаил Кацевман. — Но есть и другие факторы. Возьмём пример с автопромом: упало производство запчастей. Нужно сокращать объёмы производства, а для этого нужно увольнять людей. Но мы знаем, что скоро произойдет диверсификация, мы найдем какие-то новые области, и люди нам понадобятся. А как не уволить людей, объём производства снизить, а прибыли повысить? Поднять цену продукции», — объяснил собеседник «Московской».

Какая продукция из пластика может подорожать и насколько сильно?

«Это широкий разброс изделий: плёнка, упаковочные материалы, автозапчасти, баки стиральных машин, пластиковые окна, теплоизоляция, натяжные потолки. Плёнка, насколько мне известно, не подорожала. Строительный бизнес не упал, там проблем с окнами не будет. А вот в автозапчастях и бытовой технике может быть подорожание», — предположил эксперт.

Директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов сказал «Московской газете», что данных по подорожанию бытовой техники у Ассоциации пока нет. «Барабаны стиральных машин делали, насколько мне известно, из нержавеющей стали. А из пластика — панель управления, некоторые верхние крышки, люки и детали загрузки порошка. Но есть разные виды пластиков», — отметил Антон Гуськов.

Ранее «Московская газета» писала, что у российской металлургии проблемы с экспортом. Логично предположить, что нержавеющая сталь на внутреннем рынке от этого не дешевеет, как и производство барабанов из этой стали для стиральных машин, но это уже, как говорится, другая история.

Автоэксперт, редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков согласен, что автозапчасти могут подорожать из-за пластика, но отмечает, что этот рост пока просчитать нельзя.

«Надо различать запчасти и комплектующие для конвейера, это не всегда одно и то же, — отметил эксперт. — Но пластик есть и там, пластика в машине много. Думаю, действительно можно говорить о подорожании комплектующих по этой причине, но осторожно. Если цены поднимутся на 5%, это, конечно, будет плохо, но никто этого не заметит. Если на 50% — другое дело. Вообще, всё, что доставляется нам по импорту, находится в зоне риска. Насколько именно оно подорожает, сказать нельзя, пока всё не пойдет по контрактам на конвейер или в торговую сеть. И сразу скажу, что не вся продукция напрямую дорожает от подорожания сырья. К тому же, есть такая вещь, как долгосрочные контракты на поставку сырья с фиксированными ценами, а если контракт подписан, грубо говоря, сегодня, это другая ситуация. В целом, да, автозапчасти могут подорожать из-за увеличения себестоимости производства пластика. Но когда мы это заметим, пока не известно», — заключил Максим Кадаков.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
россия, пластик, цены, материал
Поделиться
Похожие новости