Экономисты назвали способы борьбы с предновогодним повышением цен
Перед Новым годом традиционно растут цены. Однако главная причина этого явления кроется не в превышении спроса над предложением, а в непомерных аппетитах ритейлеров и производителей, отмечают экономисты
«Традиционно примерно за месяц до празднования Нового года в России начинают расти цены на потребительском рынке. Это связано с тем, что люди готовы тратить деньги, а торговцы, пользуясь этим бывает, что безо всяких на то оснований повышают стоимость товаров. Причем зачастую они применяют для этого разного рода уловки. Например, повышают цену, а затем объявляют акцию, в итоге конечная стоимость становится выше, но покупатель думает, что он выгодно купил тот или иной продукт. И такое поведение торговцев идет вразрез с обычными законами экономики, согласно которым цена повышается, когда спрос превышает предложение. Но дефицита в России нет, а это значит, что повышение цен связано исключительно с предновогодними аппетитами ритейлеров и производителей. Никакого положительно влияния на экономику это, конечно, оказать не может. Более того, повысившись перед Новым годом, цены по прошествии праздников уже не падают. Бороться с этим можно только одним способом. Необходимо наделить ФАС такими полномочиями, чтобы эта служба могла эффективно отслеживать факты необоснованного повышения цен и ощутимо наказывать за это», — рассказал в беседе с «Московской газетой» кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Доктор экономических наук Иосиф Дискин предложил свой способ борьбы с необоснованным повышением цен перед новогодними праздниками.
«Конечно, причиной этого ежегодного явления являются аппетиты торговцев. Кроме того, к концу года выплачиваются премии, дивиденды и так далее, то есть у людей в моменте становится больше денег, а предпраздничное настроение приводит к готовности их тратить. Кроме того, меняется и структура спроса, ведь к праздникам многие покупают товары, которые в обычное время они не готовы приобретать. Что с этим можно сделать? Можно испортить людям настроение, но надеюсь, никто этого делать не будет. Можно не платить премии, но ведь и это не выход. На мой взгляд, эффективной мерой было бы введение в России налога на безосновательный доход. То есть на тот доход, который стал следствием конъюнктуры, а не предпринимательских усилий торговцев и производителей. Такая практика применяется во многих странах. И отмечу, что это было бы хорошим сдерживающим фактором для тех, кто, пользуясь повышенным спросом, пытается вне экономической обоснованности задирать цены на потребительском рынке. В таком случае они бы знали, что, если будут действовать подобным образом, им придется немало отдать государству в виде налогов», — рассказал Иосиф Дискин.
Напомним, в ноябре Центробанк отметил очередной скачек инфляции, которая возросла до 7,5% с 6,7% в октябре. Среди причин регулятор с поправкой на сезонность выделил «существенное подорожание отдельных товаров и услуг, цены на которые традиционно часто и заметно меняются».
Данных по инфляции в декабре пока нет. В то же время экономист Михаил Беляев уверен, что основное подорожание товаров на рынке уже произошло, и за оставшееся до Нового года время вряд ли цены заметно вырастут.
Ранее «Московская газета» рассказывала о рисках, который видит Центробанк в связи с увеличением инфляции.
-
Шампанское и игристые вина подорожают к новогодним праздникам на 10-15%.13.11.2017 в 14:29:005216
-
В столице даже с началом делового сезона продолжает дешеветь жилье, еще сравнительно недавно бившее рекорды дороговизны....07.11.2017 в 18:35:007050
-
К такому выводу пришли в столичном Департаменте экономической политики и развития.14.09.2017 в 15:25:005778
-
Опрос, проведенный социологами «Левада-центра» 18-22 августа среди 1600 жителей 137 населенных пунктов в 48 ...31.08.2017 в 16:53:005193
-
С 2017 года жителей России ждут изменения: вступают в силу новые законы и правила. Изменятся и цены на некоторые виды то...12.01.2017 в 12:17:004282
-
Минимальные цены на шампанское установлены в России с 25 июля....25.07.2016 в 17:28:009562