Новость общества

Экономисты назвали способы борьбы с предновогодним повышением цен

Экономисты назвали способы борьбы с предновогодним повышением цен

Фото © «Московская газета»

19.12.2023 в 20:51:00
1811

Перед Новым годом традиционно растут цены. Однако главная причина этого явления кроется не в превышении спроса над предложением, а в непомерных аппетитах ритейлеров и производителей, отмечают экономисты

«Традиционно примерно за месяц до празднования Нового года в России начинают расти цены на потребительском рынке. Это связано с тем, что люди готовы тратить деньги, а торговцы, пользуясь этим бывает, что безо всяких на то оснований повышают стоимость товаров. Причем зачастую они применяют для этого разного рода уловки. Например, повышают цену, а затем объявляют акцию, в итоге конечная стоимость становится выше, но покупатель думает, что он выгодно купил тот или иной продукт. И такое поведение торговцев идет вразрез с обычными законами экономики, согласно которым цена повышается, когда спрос превышает предложение. Но дефицита в России нет, а это значит, что повышение цен связано исключительно с предновогодними аппетитами ритейлеров и производителей. Никакого положительно влияния на экономику это, конечно, оказать не может. Более того, повысившись перед Новым годом, цены по прошествии праздников уже не падают. Бороться с этим можно только одним способом. Необходимо наделить ФАС такими полномочиями, чтобы эта служба могла эффективно отслеживать факты необоснованного повышения цен и ощутимо наказывать за это», — рассказал в беседе с «Московской газетой» кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Доктор экономических наук Иосиф Дискин предложил свой способ борьбы с необоснованным повышением цен перед новогодними праздниками.

«Конечно, причиной этого ежегодного явления являются аппетиты торговцев. Кроме того, к концу года выплачиваются премии, дивиденды и так далее, то есть у людей в моменте становится больше денег, а предпраздничное настроение приводит к готовности их тратить. Кроме того, меняется и структура спроса, ведь к праздникам многие покупают товары, которые в обычное время они не готовы приобретать. Что с этим можно сделать? Можно испортить людям настроение, но надеюсь, никто этого делать не будет. Можно не платить премии, но ведь и это не выход. На мой взгляд, эффективной мерой было бы введение в России налога на безосновательный доход. То есть на тот доход, который стал следствием конъюнктуры, а не предпринимательских усилий торговцев и производителей. Такая практика применяется во многих странах. И отмечу, что это было бы хорошим сдерживающим фактором для тех, кто, пользуясь повышенным спросом, пытается вне экономической обоснованности задирать цены на потребительском рынке. В таком случае они бы знали, что, если будут действовать подобным образом, им придется немало отдать государству в виде налогов», — рассказал Иосиф Дискин.

Напомним, в ноябре Центробанк отметил очередной скачек инфляции, которая возросла до 7,5% с 6,7% в октябре. Среди причин регулятор с поправкой на сезонность выделил «существенное подорожание отдельных товаров и услуг, цены на которые традиционно часто и заметно меняются».

Данных по инфляции в декабре пока нет. В то же время экономист Михаил Беляев уверен, что основное подорожание товаров на рынке уже произошло, и за оставшееся до Нового года время вряд ли цены заметно вырастут.

Ранее «Московская газета» рассказывала о рисках, который видит Центробанк в связи с увеличением инфляции.

Автор: Андрей Мединский
ТеГИ
экономика, цены, стоимость, борьба
Поделиться
Похожие новости