Новость общества

Эксперты оценили шансы России вернуться в пятерку крупнейших авторынков Европы

Эксперты оценили шансы России вернуться в пятерку крупнейших авторынков Европы

Фото © «Московская газета»

08.07.2023 в 22:00:00
2187

Хотя на авторынке РФ в последние месяцы и наблюдается определенное оживление, однако достичь докризисных показателей, когда страна, являлась одним из чемпионов по продажам авто в Европе, в обозримой перспективе не получится. К тому же, наблюдаемое ослабление рубля вряд ли будет способствовать росту продаж, что не оставит российскому авторынку шансов вернуться в мировые лидеры, по крайней мере, в 2023 году. Об этом сообщили «Московской газете» в пресс-службе «Открытие Авто»

Накануне стало известно, что отечественный авторынок, хотя и продемонстрировал некоторые признаки пробуждения, остался на шестом месте среди европейских стран. Лидером по реализации авто в июне стала Германия, где было реализовано 280 139 машин (+24,8%). Второе место заняла Франция с показателем 190 848 машин (+11,5%). Третьим среди лидеров стала Великобритания – 177 266 проданных авто (+25,8%).

Тем временем в России за июнь было продано 52 279 новых автомобилей. Такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса. В сравнении с тем же месяцем прошлого года рынок демонстрирует мощный восстановительный рост – продажи за июнь выросли сразу на 88%. Однако, если взглянуть на показатели первого полугодия, динамика выглядит не столь радужно. По сравнению с январём-июнем 2022 года авторынок просел на 3,1%. В РФ удалось реализовать 358 921 автомобилей. Зато лидер отечественного рынка «АвтоВАЗ» смог частично оправиться от прошлогоднего провала продаж, сопровождавшегося приостановкой производства. За первые 6 месяцев 2023 года удалось реализовать на 92% большей автомобилей Lada. Ожидаемо растёт доля китайских автопроизводителей, уже занимающих почти половину рынка РФ.

О том, есть ли у России шанс вернуться в европейские лидеры, в том числе за счет роста продаж китайских авто и восстановления отечественного автопрома, и как на восстановлении российского авторынка может отразиться нынешняя девальвация рубля, «Московская газета» узнала у экспертов.

«Динамика российского авторынка последние месяцы демонстрирует положительный тренд, однако темпы роста пока несравнимы с докризисными, когда мы входили в мировые лидеры по объемам продаж. При этом с учетом данных АЕБ результаты еще скромнее по сравнению с оценками Автостата. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за первый месяц лета было реализовано 52,3 тысячи а/м, а за шесть месяцев — 359 тыс. а/м. Однако ни в июньские, ни в полугодовые результаты продаж ассоциация не включили продажи Geely. Вместе с ними в июне было реализовано порядка 59 тыс. машин (+113%), а за полугодие 366 тыс. (-1%). Авторынку не хватило 4 тыс. машин, чтобы выйти в «плюс» по итогам полугодия в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Драйвером роста продолжают выступать «китайцы». Число официально представленных брендов из этой страны увеличилось за год с 12 до 19, а доля рынка с 10,6 до 46%. Количество отечественных брендов также растет. Их число за год возросло с четырех до семи, а доля на рынке теперь составляет порядка 50% (+ 23 п.п.). Общий объем российского авторитейла при сохранении нынешних темпов роста может составить 860-870 тыс. машин. В то же время, если курс рубля сохранится на нынешних значениях или продолжит падение, то уже в июле-августе мы увидим массовое увеличение цен, и тогда объем рынка даже в 800 тыс. новых легковых автомобилей можно будет считать успехом. На общие годовые результаты также окажут влияние итоги продаж новых автомобилей по параллельному импорту. Несмотря на замедление темпов рост продаж в этом направлении в последние пару месяцев, о чем говорят данные регистраций, годовые объемы продаж автомобилей, ввезенных по параллельному каналу поставок, мы ожидаем увидеть на уровне 100-120 тыс. штук. При оптимистичном сценарии развития авторитейла может увеличить общерыночные продажи до 960-990 тыс. штук. При негативном сценарии развития эта цифра составит 900-920 тыс. реализованных в 2023 году на российском рынке новых автомобилей. В любом случае оба сценария, скорее всего, не оставят шансов российскому авторынку попасть в мировые лидеры по итогам года», — сказали «Московской газете» в пресс-службе «Открытие Авто».

«Даже на своих пиковых значениях, достигнутых в 2008 и превзойдённых в 2014 году, количество реализованных в России автомобилей не дотягивало до 3 млн машин в год. И после этого пика объёмы продаж в основном снижаются несмотря на то, что некоторые годы были весьма удачными для отечественной экономики. И это было ещё до начала СВО, ужесточения санкционного режима и ухода с российского рынка компаний из «недружественных» стран. Так что несмотря на то, что и в других европейских странах тенденции последних лет понижательные, оснований ожидать, что Россия в ближайшие годы доберется до тройки европейских лидеров – Германии, Великобритании и Франции, не приходится, вне зависимости от того, какой будет внешняя конъюнктура. Во многом это обусловлено изменением потребительских предпочтений, развитием сервисов такси, каршеринга, проката самокатов и велосипедов, а также перегруженностью транспортом крупных городов. Но в целом процесс восстановления рынка идёт довольно бодро благодаря росту импорта из Китая и наращиванию производства российскими компаниями. Отложенный спрос и опасения роста цен в свете ослабления рубля дополнительно подогреют спрос, но больше машин в настоящий момент чисто физически сложно реализовать, так что цены могут ещё вырасти», — поделился своим мнением с изданием эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Шахурин.

«На сегодняшний день предпосылок для снижения стоимости новых автомобилей нет, ведь, помимо курса валют, есть и другие проблемы, которые не позволяют ввозить в Россию большее количество автомобилей, тем самым влияя на цены. Например, постоянно усложняется процесс оплаты автомобилей между российскими юридическими лицами и европейскими поставщиками авто, дорожают логистические услуги. Перечисленные факторы могут стать причиной увеличения стоимости новых автомобилей к концу 2023 года. Сегодня основным драйвером развития бизнеса стали китайские бренды. В первом полугодии за счет существенного роста продаж китайских и российских марок рынок показывает положительную динамику. Это позволяет с осторожным оптимизмом смотреть во второе полугодие. Думаю, что при прочих равных можно предположить, что годовые продажи по итогам 2023 года составят примерно 1 млн автомобилей», — сказал «Московской газете» генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич.

«Поднятие цен было почти у всех. Это был логичный процесс, потому что автомобили имеют четкую привязку к курсу юаня. Думаю, что рост курса валют будет реализован в цене в течении 2 месяцев. Китайские компании более жестко подходят к этому вопросу, чем европейские производители. По моим ощущениям, рост цен в течение двух месяцев будет в диапазоне 8-12%. Повышение цен к РРЦ — это обычная практика, основанная на балансе спроса и предложения. Как только предложение становится ограниченным, дилеры пользуются этой ситуацией и повышают размер своей маржи. В этом нет ничего плохого, потому что бывают и обратные ситуации: автомобилей много и надо выполнять планы продаж, и дилеры продают авто в минус по себестоимости. С учетом нынешней динамики курса параллельного импорта не будет в целом. Снижается доступность предложения автомобилей, поскольку потребители не всегда готовы покупать машину за сумму, которая включает в себя расходы на их поставки по параллельному импорту. Спустя время клиенты смогут для себя принять текущую стоимость и далее принимать решение для совершения покупки. Практика последних двух лет показала, что за 1-2 месяца происходит адаптация к новым ценам и к новой реальности», — сообщил изданию генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
россия, авторынок, европа, автомобиль
Поделиться
Похожие новости