Новость общества

Еще три станции московского метро признаны памятниками архитектуры

Еще три станции московского метро признаны памятниками архитектуры

На фото станция метро «Комсомольская»: prostointeresno.com

16.01.2018 в 14:11:00
1359

Три станции московского метро: «Белорусскую», «Киевскую» и «Комсомольскую» включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. До конца этого года все станции Кольцевой линии получат этот статус.

По словам руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова, очередность включения станций Кольцевой линии в реестр объектов культурного наследия выбирали сами москвичи с помощью проекта «Активный гражданин» летом 2017 года. В голосовании приняли участие более 266 тысяч человек. В итоге были выбраны три станции: «Белорусская», «Комсомольская» и «Киевская», которые имеют выходы на пять столичных вокзалов: Киевский, Ярославский, Казанский, Ленинградский и Белорусский. Часто именно с этих станций начинается знакомство гостей столицы со столицей.

Выбранные москвичами три станции относятся к эпохе 50-х прошлого века. На конкурс по созданию станции «Киевская» было представлено 40 проектов. Победителем стал коллектив из Киева под руководством профессора Евгения Катонина. Главной темой оформления станции стало 300-летие воссоединения России и Украины.

Станция «Комсомольская» была построена по проекту архитектора Алексея Щусева в 1952 году. В ее интерьере можно увидеть барельефы скульптора Георгия Мотовилова. Основной мотив оформления — военная атрибутика. За эту работу Щусеву была присуждена Сталинская премия.

Над проектом станции «Белорусская» работали архитекторы Иван Таранов и Надежда Быкова, тоже удостоенные Сталинской премии.

Объектами культурного наследия регионального значения являются еще 12 (из 207) станций метро (по данным mos.ru. со ссылкой на Москомархитектуру).  Среди них: «Автозаводская» (1943), «Бауманская» (1944), «Партизанская» (1944), «Красные Ворота» (1935), «Кропоткинская» (1935), «Маяковская» (1938), «Новокузнецкая» (1943), «Павелецкая» (1943), «Семеновская» (1944), «Чистые пруды» (1935), «Электрозаводская» (1944), а также станция «Университет» (1959).

Каждая из этих станций представляет собой неповторимое, уникальное, во многом новаторское для своего времени архитектурное сооружение. К примеру, получившая Гран-При в Нью-Йорке в 1938 году проект станции метро «Маяковская» архитектора А.Н. Душкина. Здесь впервые была использована сталь как строительный материал (гибкая, легкая, прочная) и как своего рода код эпохи («Как закалялась сталь», «гремя огнем, сверкая блеском стали» и т.д.). Прообразом этих арочных конструкций для архитектора послужило шасси самолета. Станция декорирована полудрагоценным камнем – уральским родонитом, называемым еще орлец, редкой красоты и насыщенности (по одной из версий запасы орлеца для станции взяли в Спасо-Ефимиевском монастыре Суздаля).

Еще один шедевр архитектора А.Н. Душкина – станция «Кропоткинская», где мастер использовал образы храмовой архитектуры Древнего Египта эпохи Нового Царства. Ряды колонн оптически вовлекают взгляд в пространство станции, ее протяженность кажется большей, чем на самом деле. В находящемся неподалеку от этой станции метро музее им. А.С. Пушкина есть египетский зал, дающий представление об архитектуре страны фараонов, так что можно сравнить.

Каждая станция – отдельная, неповторимая история.

Статус объекта культурного наследия регионального значения присваивается зданию, представляющему собой ценность с точки зрения истории, искусства, науки или архитектуры. Объекты культурного наследия не могут быть изменены, их исторический облик не может быть нарушен. А любые работы, связанные с ними, проводятся только после согласования со столичным Департаментом культурного наследия.

Автор: Сергей Коршунов
ТеГИ
метро, Москва
Поделиться
Похожие новости