Новость общества

Фактор протеста: стоит ли ждать всплеска массовых акций в Москве?

Фактор протеста: стоит ли ждать всплеска массовых акций в Москве?

Фото © «Московская газета»/ Роман Теленков

05.04.2022 в 20:59:00
3860

Социологи фиксируют снижение протестной активности в Москве. Изменится ли ситуация в ближайшее время в противоположную сторону – однозначного мнения нет. Ряд политологов считают, что на улицу может вывести людей падающий уровень жизни, другие уверены, что нарастающая внешняя волна русофобии сплотит граждан внутри страны и не допустит роста протестных настроений

От инструмента решения проблем к способу заработка

Как написал в авторском Telegram-канале политолог и политический аналитик Александр Асафов, на прошлой неделе в Москве состоялось 8 протестных акций, в которых в общей сложности приняло участие 130 человек. В основном это были одиночные пикеты, собрание активистов против спецоперации по помощи Донбассу, демилитаризации и денацификации украинских территорий.

Эксперт отмечает, что месяц назад ситуация выглядела иначе. За период с 28 февраля по 6 марта в Москве прошло 8 протестных акций, участниками которых стали около 4 тыс. человек. Неделей позже на протесты по теме спецоперации вышло от 370 до 450 участников. Координация митингующих, как и раньше, велась через чаты в мессенджерах, плакаты и листовки.

Как рассказал Асафов, начиная с зимы прошлого года, протесты концептуально изменились. Теперь для организаторов – это инструмент зарабатывания политических очков и узнаваемости.

Основными акторами протеста стали представители левых сил. Коммунисты в период избирательной кампании в Госдуму стали использовать формат встречи с депутатом в качестве электорально-значимых мероприятий. Повестка для уличных акций выбиралась разнообразная. Дело доходило и до локальных конфликтов.

«Протестную повестку вокруг себя аккумулировали коммунисты Денис Парфенов и Валерий Рашкин. Когда выборы прошли, и повестка истончилась, они попытались включиться в логику следующего электорального цикла. Однако после всем известной истории с лосем Рашкин перестал появляться на людях», — рассказал Александр Асафов.

Коммунисты поддержали спецоперацию – акторами стали представители несистемной оппозиции. В итоге протест оказался стихийным и слабоорганизованным и угас по экспоненте.

Причины и следствие

Руководитель агентства «Максимов – консалтинг», политический технолог Андрей Максимов обращает внимание на то, что в минувших протестных акциях участвовало меньше молодежи, в итоге это существенно сказалось на численности акций.

«Ситуация военного времени подразумевает некоторые самоограничения для части граждан, которые хотели бы сохранить лояльность к стране. Поэтому в акциях участвовали только активисты непарламентской оппозиции. Их немного. Реального массового протеста сейчас нет», — считает Андрей Максимов.

Политолог, завкафедрой управления и социальных технологий СЗИУ РАНХиГС Инна Ветренко полагает, что на массовость акций с одной стороны повлияло ужесточение законодательства, с другой – рост уровня доверия к президенту страны и правительству.

Напомним, уровень доверия граждан России президенту Владимиру Путину, по данным ВЦИОМ на 27 марта, составил 81%. Опрос проводился среди 1,6 тыс. совершеннолетних респондентов в 80 регионах страны. 30 марта на сайте центра были опубликованы данные о том, что три четверти россиян (76%) поддерживают решение о проведении специальной военной операции России на Украине.

«Это высокий процент доверия. Выше, чем во время его избирательной кампании в 2018 году. Эти данные говорят о том, что по мере разворачивания событий консолидация усилилась, народ сплотился перед общей бедой. Протест растет, когда нет объективной информации о происходящем. Когда люди ощущают снижение уровня жизни. Одновременно технологически ведется накачка и подогрев протестных настроений», — отметила Инна Ветренко.

Политолог вспомнила, что наиболее мощный и длительный протестный фон за последние 10-15 лет фиксировался в 2011 году, когда на улицу выходили «белоленточники» – люди были недовольны результатами выборов в Госдуму.

«Дольше всего митинги продолжаются в городах с разными социальными группами. Также большое значение имеет политическая культура. В городах на периферии люди никогда не бросят свою работу, которая обеспечивает им пропитание, ради митинга. В Москве больше фрилансеров, и если тема протеста им откликается, тогда они присоединятся к акции», — продолжила Инна Ветренко.

Вектор настроения масс

Как будут меняться настроения масс в ближайшей перспективе – однозначного ответа у экспертов нет. Политтехнолог Андрей Максимов считает, что значительная часть населения находится в эмоционально перегруженном состоянии.

«Экономически ситуация непрерывно ухудшается. Бизнес дезориентирован. Протест может быть взрывным, слабо организованным, но массовым. По самым незначимым поводам, но исходя из социально-экономических причин. Возможны также акции, как сторонников, так и противников СВО. Однако они будут зависеть от хода переговоров», — считает политконсультант.

По мнению Инны Ветренко, тема «эскалации, а именно давления западных санкций в дальнейшем перейдет в стадию жесточайшей русофобии»: «Люди это понимают. Причем, русофобия возникает даже там, где ее не должно быть – в культуре, спорте. Такое отношение консолидирует людей внутри страны».

Александр Асафов уверен, что наша страна находится на пороге новых способов демонстрации протеста, так, как это было в 2021 году, когда появилось движение BLM. Однако содержание и повестку пока сложно предугадать.

Автор: Татьяна Косачева
ТеГИ
протест, асафов, активность, москва
Поделиться
Похожие новости