Глава МО Тверской Яков Якубович назвал последствия повышения экспортной пошлины на подсолнечное масло
С 1 декабря экспортная пошлина на подсолнечное масло из РФ вырастет до $276,7 за тонну. Об этом сообщает Минсельхоз. В ноябре данный показатель составил $194,5, в октябре — $227,2, в сентябре — $169,9 за тонну
Как пояснил глава Тверского муниципального округа города Москвы, общественный деятель Яков Якубович, регулирование международного товарообмена – один из действенных инструментов коррекции внутренних цен на продукцию: чем выше экспортная пошлина, тем менее выгодным становится экспорт, и производитель вынужден переориентировать сбыт на внутренний рынок.
«Снижение экспортной пошлины даёт возможность производителям увеличивать экспорт и продавать избытки продукции за рубеж, получая дополнительный доход. На самом деле это хорошо, поскольку даёт возможность производителю увеличить оборотный капитал и направить его на развитие, с одной стороны, а с другой, не допустить затоваривание и снижение цен до экономически нецелесообразного уровня, — рассказал политик в интервью «Московской газете». — Повышение же экспортной пошлины, напротив, способствует тому, чтобы продукт оставался внутри страны, тем самым снижая цену на товар. С импортными пошлинами – наоборот. Чем выше импортная пошлина, тем менее выгодно закупать товар за границей, а отечественный производитель получает преференции для внутреннего сбыта. Снижая либо вовсе отменяя импортную пошлину, государство допускает на рынок импортную продукцию, чтобы компенсировать её дефицит на внутреннем рынке, как это недавно произошло с мясом, что также приводит к снижению (или стабилизации) цен.
Таким образом, по словам Якова Якубовича, управляя размером экспортной пошлины можно стабилизировать цену и не допустить её значительной волатильности: «Учитывая прошлогодний «коллапс» с ценами на подсолнечное масло и сахар, это действительно уместная мера, поскольку Минпромторгу явно надоело постоянно «работать» с ритейлерами, чтобы обязывать их устанавливать «социально приемлемые» цены на продукты, что на самом деле имеет иногда обратный эффект: ритейлер, не желая работать в убыток, снижает цены на социально значимые товары: масло, сахар, крупу, повышает при этом цены на остальные товары, к которым относятся не какие-то деликатесы, а, например, мясо или мясопродукты».
Как пояснил глава Совета депутатов Тверского муниципального округа Москвы, импортные и экспортные пошлины, это, как педаль газа и тормоза в автомобиле — с той лишь разницей, что на скорость можно повлиять только одной из педалей, а регулировать цены размером импортных и экспортных пошлин можно одновременно.
«Невзвешенная экспортная политика, как и резкое нажатие педали газа, или наоборот, несвоевременное торможение, может сыграть не очень хорошую шутку, причем не сразу. Следствием неосторожных действий (или бездействий) может быть ценовой кризис на внутреннем рынке. Именно это произошло с сахаром в прошлом году, когда производители, вследствие перепроизводства сахара и падения цены на внутреннем рынке, отказались засаживать часть посевных площадей сахарной свёклой. Снижение экспортной пошлины тогда могло бы поспособствовать вывозу избытков продукции за границу, тем самым обеспечив безубыточность её производства. Однако правительство не пошло на такую меру, и производители, посчитав невыгодным производство свёклы, засеяли площади другими культурами. В результате на фоне сильных ветров (просто «выдувших» посадки) и засухи, в следующем сезоне урожай резко снизился, вызвав дефицит сахара на рынке, и как следствие повышение цены на него», — напомнил Яков Якубович.
По мнению политика, нынешнее повышение пошлины на масло направлено как раз на снижение цена на масло на внутреннем рынке.
«Следует помнить об ошибках прошлого и не повышать пошлины настолько, что производители не посчитают экономически целесообразным продолжать в таких объемах производство подсолнечника и не сократят посевы, как это произошло с сахарной свеклой в предыдущие годы», — подчеркнул эксперт.