Новость общества

И швец, и жнец, и кузнец: московский программист оставил престижную работу ради кузницы

И швец, и жнец, и кузнец: московский программист оставил престижную работу ради кузницы

Коллаж © «Московская газета»

27.02.2019 в 11:58:00
5025

В прошлом актер драматического театра и программист преуспевающей столичной компании Глеб Дегтярев оставил признание зрителей, высокий оклад IT-специалиста и основал собственную кузницу в Москве, следуя крылатой фразе: лучшая профессия – это высокооплачиваемое хобби.

Кузница расположена на территории завода «Москабельмет» в Лефортово, практически в центре города. О том, что это не обычное производственное помещение, на входе говорит вывеска «Нинтера», так называется мастерская, с прибитой к двери металлической подковой. Внутри — раздаются удары молота, а в стеклах отражаются искры пламени растопленного на угле горна. Мастера кузницы работают над коваными перилами, выполняя новый заказ.

Более шести лет назад кузница в корне изменила привычную жизнь ее хозяина, прошлого программиста. О том, как хобби стало профессией, «Московская газета» выяснила у самого мастера.

— Глеб, часто ты следовал «зову сердца» и готов был полностью поменять свою жизнь?

— Наверное, так было всегда. С третьего класса я увлекся театром. В итоге на протяжении 15 лет выступал на сцене муниципального драматического театра в подмосковной Ивантеевке, где родился. Играл городничего из «Ревизора» Гоголя и других героев русской классики. Где-то с 8-го класса увлекся компьютерами и всем, что с ними связано. После школы осознанно поступил в Московский институт электроники и математики (МИЭМ) на факультет «управление и автоматика в технических системах», а в преддипломный год устроился программистом в крупную компанию, занимающуюся логистикой. Так и жил — учился, работал, играл в театре.

— Каким образом в твоем плотном графике появилось место для кузнечного ремесла?

— Получилось так, что вуз я закончил, а театр пришлось оставить. К тому времени я уже переехал в Москву и регулярно ездить на репетиции не получалось. Как-то с ребятами стояли, шутили, кто бы чем хотел заняться, чтобы не было только «дом-работа».Так в голову неожиданно и пришло — кузнец! Вообще, в кузнице на тот момент я ни разу не был. Но мысль не давала покоя где-то с полгода. Потом я понял, что надо с этим что-то делать, и начал мысль прорабатывать. Узнал, что в Измайловском Кремле проводятся мастер-классы, где можно поближе познакомиться с народным промыслом и посмотреть, как работают настоящие кузнецы. Пошел и в результате стал постоянным посетителем. А несколько лет назад сам стал учить всех желающих.

—  Трудно далось решение оставить престижную, высоко оплачиваемую работу ради нового дела?

— Особых мук я по этому поводу не испытывал. Несмотря на прошлую актерскую деятельность, по натуре я типичный технарь. Мне всегда хотелось что-то делать своими руками. Может, еще сказались гены. По рассказам бабушки, ее отец, мой прадед, был кузнецом в деревне Родники в Воронежской области. Помимо этого он еще и врачевал. Правда, не могу сказать, что этот факт сильно повлиял на мой выбор. Скорее, влияние оказало то, что моя мама была сотрудницей научно-внедренческого предприятия диагностики и металлоконструкций (НВП «Диамет»). Я часто приходил к ней и всегда, идя в офис, мы проходили через производственный цех. Вот этот вид агрегатов, станков, запах раскаленного металла, масел у меня остались на всю жизнь. А когда я поработал молотом, то пути назад уже не было.

— Сколько времени прошло с первого удара молота о наковальню до создания своей кузницы?

— Думаю, не более года. В один прекрасный день я проснулся и понял, что мне не хочется идти в офис. А хочется — в кузницу! Обошел вокруг дома все заводы, спрашивал, есть ли свободное помещение для мастерской. Везде получал ответ: «Нет». Подумал, зайду еще в одно место и поеду на работу. Последним местом оказался завод «Москабельмет», на территории которого мы сейчас работаем. Ответ отдела аренды был весьма оригинальный: «Помещения для кузницы у нас нет, но есть кузница!». То есть готовая мастерская с необходимым оборудованием. Как мне рассказали, она уже полгода ждала своего арендатора. Не долго думая, я встретился с арендодателем и заключил договор. Первыми нашими клиентами стали рабочие завода, которые пришли к нам, когда узнали, что кузница заработала.

— Что чаще всего заказывают москвичи в кузнице?

— В основном это предметы интерьера с художественной ковкой — кованная мебель для дома и сада, ограды, решетки и ворота для загородных домов. Кому-то больше нравится кованные работы в исконно русском стиле, кто-то приносит свои чертежи и фотографии с просьбой выполнить, например, ограду в западноевропейском стиле с растительными орнаментами, языками пламени или фигурками насекомых. Мы плотно сотрудничаем с дизайнерами, с кожевниками, резчиками, витражистами, которые добавляют в нашу кузнечную работу те или иные декоративные элементы. Эти изделия тоже пользуются большим спросом. Также к нам обращаются реставраторы. Недавно, например, мы создавали ряд аппликационных кованых элементов для дома Мамонтова на Садовом кольце. По сохранившимся чертежам делали ковку, которая была утеряна. Ранее делали фурнитуру и металлические ворота с элементами ковки для Новоспасского монастыря в районе «Пролетарской».

 — И кто создает всю эту красоту?

— Наша команда кузнецов. Правда, должен сказать, сложилась она не без проб и ошибок. С первыми мастерами мне пришлось попрощаться. Зато сейчас в кузнице работают люди, в которых я уверен. Один из наших мастеров Алексей Хлапушин — специалист по ручной ковке. Он начал работать 20 лет назад в Оренбурге, откуда он родом, под руководством монастырских кузнецов, которые его обучали ремеслу. Кстати, у него есть еще одно «хобби» — в свободное время он играет на басу в рок-группе. Кузнец Сергей Цаплин работает больше 20 лет, его «конек» — кованый декор. Благодаря Сергею мы узнали о некоторых местных традициях ковки, которые существуют в разных регионах.

— И, как ты уже сказал, вы готовы делиться опытом. Не боитесь конкурентов?

— Нет. На мастер-классах мы не готовим и не ищем сотрудников. Наша задача — дать людям попробовать себя в кузнечном ремесле, поработать с металлом на настоящей наковальне, увлечь. За время мастер-класса можно познакомиться с азами, узнать, что металл может быть мягким и податливым, воплотить свои идеи, сковать свои изделия и забрать домой. Одну из оригинальных идей нам подкинули московские молодожены, которые пришли в кузницу, чтобы сковать себе подкову на счастье. Так что, хочу сказать, что многие хотят попробовать, реализовать свои идеи, но не имеют такой возможности, потому что попасть в настоящую кузницу практически невозможно. Мы проводим мастер-классы четыре года, и желающих только прибавляется. Кто-то потом возвращается, для них это становится хобби и они проявляют уже больший интерес.

—  Чем, на твой взгляд, вызван этот интерес к кузнечному делу в Москве?

— Как я уже говорил, люди просто хотят встряхнуться от повседневности и найти себе занятие по душе. Другая причина, я думаю, в том, что в последнее время интерес к ремеслам возрастает в целом. Появилось много тематических передач на телевидении, мастера ведут свои видеоблоги на YouTube, имея много подписчиков. Есть городские ярмарки и праздники, где можно посмотреть, как работают кузнецы или гончары. К тому же, ручной труд всегда был в цене. Еще не в таком далеком прошлом кованая продукция не отличалась особой оригинальностью, так как практически полностью перешла в промышленное производство. Потом наш рынок заполонили китайские, польские и болгарские штамповки. Между тем, есть такие декоративные элементы, которые никогда не повторишь на станке, их можно создать только при живой  «горячей»  ковке. Несложные изделия можно научиться делать во время одного мастер-класса.

На сайте кузницы указано, что вы также проводите выездные мероприятия. Где они проходят?

— Недавно мы сделали выездное кузнечное оборудование. Это позволяет нам выезжать на открытые площадки и принимать участие в городских мероприятиях. Осенью мы побывали на ярмарке ремёсел в Измайловском Кремле, на Рождество проводили мастер-класс в парке «Медведково». Одно из ближайших мероприятий пройдет в начале марта в Измайловском Кремле в рамках фестиваля «Московская масленица». Такие встречи интересны и нам самим, и москвичам. Они в очередной раз показывают, что сегодня кузнечное дело — это не страницы прошлого, а живое ремесло, которое органично вписывается в нашу современную жизнь.

Автор: Беседовала Марина Мароховская
ТеГИ
Глеб Дегтярев, кузница, ковка, «Москабельмет», Лефортово, Москва
Поделиться
Похожие новости