Инфляция в Турции так же покорна Эрдогану, как и ключевая ставка ЦБ страны?
На фоне постоянно растущей инфляции ЦБ Турции вновь понизил ключевую ставку – с 9 до 8,5%. Эти несколько парадоксальные меры объясняются прошедшим в стране землетрясением, особенностями турецкой экономики и электоральной политикой Эрдогана, рассказали собеседники «Московской газеты». Достаточно ли делают турецкие власти для того, чтобы инфляция не превратилась в гиперинфляцию, а партию президента и его самого не потеснила в столице и других крупных городах оппозиция?
Инфляция в Турции действительно является серьезной проблемой для страны, рассказал «Московской газете» политолог, эксперт по Турции Дмитрий Бридже.
«По данным на начало 2023 года, уровень инфляции в Турции составлял 42.5%, это очень высокий показатель для развитой экономики, – отметил собеседник издания. – Причиной высокой инфляции могут быть различные факторы, включая сокращение предложения товаров и услуг, рост налогов и пошлин, изменение курса валюты и другие экономические факторы. Центральный банк Турции пытается бороться с инфляцией, используя различные меры, включая и повышение ставок, и сокращение объемов денежной массы, и другие меры. Недавнее понижение ключевой ставки может быть попыткой стимулировать экономический рост, но также может повысить инфляционные риски. В обществе и в элитах Турции есть противники экономического курса Эрдогана. Некоторые экономисты и бизнесмены критикуют его политику и считают, что она может привести к экономическому кризису».
На фоне произошедшего в Турции разрушительного землетрясения экономическая ситуация будет ухудшаться, если президент Эрдоган не сможет быстро решить все проблемы, связанные с экономикой, считает политолог. В связи с этим, по его мнению, может произойти обострение политической борьбы, если турецкая оппозиция окажется в состоянии противостоять лидеру страны.
«Перед Эрдоганом стоит непростая задача, так как вся оппозиция использует нынешнюю ситуацию для того, чтобы провоцировать народ Турции выступить против президента и его партии, а также для усиления своих политических позиций, повышения уровня своей популярности, – сказал собеседник «Московской газеты». – Оппозиционеры могут выступать с критикой правительства за недостаточную помощь пострадавшим и использовать этот момент для подчеркивания своих социальных программ, призывая к улучшению жизни населения. Но на данный момент турецкая оппозиция не может показать свою эффективность, так как Эрдоган по-прежнему самый сильный политик в стране по сравнению со всеми оппозиционными лидерами. Как и в любой стране успех оппозиции в Турции зависит от многих факторов, включая поддержку населения, уровень организованности и единства оппозиционных сил, а также справедливость и свободность выборов. Необходимо отметить, что последние выборы в Турции, проводившиеся в 2018 году, вызвали определенные сомнения в отношении свободы и справедливости голосования. Некоторые оппозиционные партии заявили о нарушениях и попытках подавления голосов в их пользу».
На текущий момент самым мощным конкурентом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана является Кемаль Кылычдароглу, лидер крупнейшей оппозиционной партии в стране – Республиканской народной партии (CHP), ещё одной сильной оппозиционной партией является Национальное движение (MHP), отметил Дмитрий Бридже.
О том, как устроена турецкая экономика, как Турция контролирует инфляцию и почему вопреки последней ЦБ страны понижает ключевую ставку, рассказал «Московской газете» финансовый эксперт, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Мехти Мехтиев.
«В прошлом году Турция стала крупнейшим покупателем российского зерна. При этом Турция – крупнейший экспортёр муки. То есть из импортного зерна в стране делают продукт с высокой добавленной стоимостью. Также Турция экспортирует, например, одежду и сельскохозяйственную продукцию. Туризм в стране сохранили даже в пандемию, особенно для россиян. Всё это сильно способствует притоку в турецкую экономику иностранной валюты, а это, в свою очередь, позволяет избежать обвала валюты национальной: когда ситуация приходит к тому, что люди, грубо говоря, обменяли лиры на доллары и больше менять нечего, курс национальной валюты перестаёт падать. Также Турция с трёх сторон окружена странами, владеющими 75% всех газовых запасов мира, это: Россия, Иран, Ближний Восток, Северная Африка… Турция получает сырьё по более низким ценам, чем страны Запада, и при этом, повторюсь, много экспортирует, особенно в ЕС и в Россию. У Турции есть все возможности и инструменты, чтобы сохранить инфляцию под контролем», – рассказал финансовый эксперт.
Если бы у страны не было большого экспорта, приносящего в экономику доллары, снижение ключевой ставки было бы «экономическим самоубийством», отметил Мехти Мехтиев. В связи с этим возникает вопрос: почему турецкий ЦБ в условиях постоянно растущей инфляции не поднимает ключевую ставку, как это обычно делают центральные банки стран, а опускает её?
«Это совершенно сознательная политика Эрдогана, направленная на его основной электорат, проживающий не в столице, а в регионах страны, – объяснил эксперт. – Те жители Турции, которые живут в крупных городах и покупают много иностранных товаров – импортную косметику, одежду, автомобили, всё время растущие в цене, когда падает курс лиры, — эти жители недовольны снижением ключевой ставки. А для наименее богатых слоёв населения, которые покупают в основном всё турецкое, снижение ключевой ставки как раз выгодно. К тому же, когда падает ставка ЦБ, внутренние производители для внутреннего рынка кредитуются дешевле. Соответственно, для электората Эрдогана рост цен происходит медленнее, чем для тех, кто за него не голосует. А для более богатых граждан при падении курса лиры импортные товары становятся намного дороже. Эрдоган уже несколько раз оказывал определённое давление на председателей ЦБ, на Министерство финансов, понизив в итоге ключевую ставку в те моменты, когда понижать её было, с экономической точки зрения, нельзя».
Возможно, последнее понижение ключевой ставки было сделано на фоне произошедшего землетрясения, предположил Мехти Мехтиев.
«В таких ситуациях как ликвидация последствий землетрясения, на мой взгляд, разумно снижать ключевую ставку, чтобы предприятия могли легче восстанавливаться, кредитоваться. Турецкий Минфин, который будет субсидировать строительство домов и восстановление экономической активности, тоже зачастую занимает на это деньги, значит, и для Минфина ситуация принесёт какую-то пользу», – сказал собеседник издания.
По словам эксперта, понижение ключевой ставки может привести к гиперинфляции, но на этот счёт президентом страны приняты кое-какие меры.
«Эрдоган хитёр. Он заранее, ещё до пандемии, договорился с арабами и с Россией о поставках дешевого сырья и тем самым выбил себе рынки сбыта для турецких товаров. Поэтому эти товары будут производиться по конкурентоспособной для мировых рынков цене. Это значит, что в турецкую экономику всегда будут приходить большие доходы в иностранной валюте, и это позволяет, опять же, насытить внутренний валютный рынок иностранной валютой», – подчеркнул Мехти Мехтиев.
Все шансы сохранить инфляцию под контролем у турецких властей есть, но для этого всё-таки необходим комплексный подход, заметил финансовый эксперт:
«Здравая в целом идея избавиться от чрезмерной зависимости от доллара реализуется не до конца. Надо было вводить хотя бы частичные ограничения на движения капитала, налоги на некоторые операции с ценными бумагами, иностранной валютой и т.д. А так Турция пытается одним инструментом – снижением ключевой ставки – решить все проблемы. Но нужен комплексный подход. Если его не применять комплексный подход, инфляция, которая и так одна из самых высоких в мире, будет расти и дальше, и люди в конце концов от этого устанут».
Больше всего могут устать от этого жители турецких мегаполисов? И это обстоятельство может повлиять на ход политической борьбы в Турции?
«В Стамбуле традиционно избираются более западноориентированные и либеральные политики, – согласен эксперт. – Эрдоган всё время проигрывает на выборах именно в Стамбуле. А массив в небольших городах и сельской местности голосует за Эрдогана. Богатые слои покупают много товаров, категории «люкс», которые производятся в основном в западной Европе. При понижении ключевой ставки курс евро сильно бьёт по карману жителей мегаполисов. Поэтому они выступают за глобальную экономику. Более бедные слои населения воспринимают глобальную экономику как угрозу и поддерживают Эрдогана, который публично выступает то за единство всех тюрков, то за единство всех мусульман – имперские темы, которые нравятся этим слоям населения».
«Учитывая, что в 2019 году на выборах в Стамбуле выиграл нынешний мэр Экрем Имамоглу, жители столицы будут голосовать за представителя республиканской партии, за оппозицию, – сказал «Московской газете» кандидат политологических наук Камран Гасанов. – И, если к выборам допустят Экрема Имамоглу, в отношении которого сейчас заведено уголовное дело, голосовать в Стамбуле будут за него. Если нет – за любого другого оппозиционного кандидата. Республиканская народная партия – «кемалистская», светская. Стамбул и другие мегаполисы, такие как Анталия, поддерживают светскую модель общества и государства. Модель Эрдогана – всё-таки исламистская».
-
Президент Турции Реджеп Эрдоган считает, что рано или поздно Америка должна будет сделать этот выбор....11.08.2016 в 10:23:005216
-
«Мы должны не только восстановить прежний уровень (торгово-экономических отношений), но и превысить его, пой...10.08.2016 в 08:16:004913
-
Президент России Владимир Путин и Президент Турции Реджеп Эрдоган будут обсуждать вопрос о выплате компенсац...06.08.2016 в 15:26:004209
-
Россия возобновляет регулярные рейсы в Турции, которые были отменены из-за попытки государственного переворот...22.07.2016 в 09:39:009635
-
Число погибших при попытке госпереворота в Турции достигло 194 человек...16.07.2016 в 13:37:003881
-
Россия снимает ограничения на посещение Турции российскими туристами....29.06.2016 в 00:00:009898