Новость общества

Как расширение ДЭГ отразится на избирательном процессе и какие сложности предстоит преодолеть

Как расширение ДЭГ отразится на избирательном процессе и какие сложности предстоит преодолеть

Фото © «Московская газета»

28.06.2023 в 13:13:00
2282

В 2023 году предполагается применение дистанционного электронного голосования в 25 регионах и на более чем 300 кампаниях федерального, регионального и местного уровней. При этом система ДЭГ и сопутствующие процедуры продолжают совершенствоваться. В частности, одним из важнейших нововведений должно стать раздельное подведение итогов выборов в каждом часовом поясе

Как пояснил IT-специалист, член ТИК ДЭГ прошлого состава Олег Артамонов, ранее все результаты онлайн-голосования по всей стране подсчитывались одновременно. Из-за этого восточным регионам России приходилось ждать, пока завершатся выборы в центральной части РФ и в самой западной Калининградской области, где также началось применение ДЭГ. Теперь принцип меняется. Каждый регион сможет подводить итоги электронного волеизъявления независимо от остальных и не дожидаясь наступления утра следующего дня по всей России. Артамонов пояснил, что это нововведение должно стать первым шагом к созданию комиссий по ДЭГ в регионах. Сейчас, в отличие от обычного голосования на участках, за которое отвечают региональные и участковые комиссии на местах, ДЭГ относится к ведению единой ТИК, охватывающей всю страну. Эта централизация замедляет подведение итогов, которое технически могло бы занимать 15-20 минут, а организационно – не более полутора часов.

Именно задержка с публикацией результатов ДЭГ на выборах в Госдуму в 2021 году вызвала претензии у оппозиции, связанные с непрозрачностью процедуры. Тогда председатель ТИК ДЭГ Илья Массух утверждал, что к задержкам привела функция отложенного решения, в рамках которой избиратели в Москве могли в течение трёхдневного голосования менять своё решение несколько раз. Впрочем, доверия к системе такие сбои в любом случае не добавляли. Учитывая, что вместо 7 регионов в ДЭГ в этот раз будут участвовать 25 субъектов, отсутствие эффективных решений уже выявленных проблем могло привести к их усугублению. Введение единой процедуры для всей страны и делегирование части ответственности из центра на региональный уровень должно помочь этого избежать. К слову, процедурная и техническая унификация пока задерживается. Как сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова, Москва проведёт онлайн-голосование на собственной платформе, а остальные 24 субъекта воспользуются федеральным ресурсом. Всего в ЦИК изначально поступила 31 заявка на организацию ДЭГ, однако 7 регионов в итоге отказались от этой идеи.

В этой статистике кроются в том числе минусы высокотехнологичного волеизъявления. Внедрение ДЭГ оказалось дорогостоящим и сложным с организационной точки зрения мероприятием. Памфилова прежде надеялась, что к президентским выборам 2024 года дистанционное голосование будет охватывать 100% территории России, но весной этого года констатировала, что регионы, которые не успеют получить опыт проведения ДЭГ, поучаствовать в президентской кампании в электронном виде не смогут. Она пояснила, что для одобрения дистанционного голосования регионы должны выполнить определённые нормативы по охвату качественной интернет-связью и доле населения, пользующейся порталом госуслуг. Кроме того, как и любой сервис, связанный с всемирной сетью, ДЭГ не застрахован от рисков кибератак и несанкционированного вмешательства в его деятельность. О том, что подобные угрозы будут возрастать по мере приближения единого дня голосований, рассказал председатель «Независимого общественного мониторинга», член СПЧ Александр Брод. Речь может идти и о точечных вмешательствах, направленных на подмену реальных голосов, и о попытках вывести из строя всю систему. Вряд ли кто-либо со стопроцентной уверенностью возьмётся утверждать, что все атаки точно будут отбиты, а значит под определённым давлением оказывается легитимность всего избирательного процесса.

Очевидно, взвесив все за и против, несколько регионов самостоятельно отозвали свои заявки на проведение ДЭГ. В итоге Центризбиркому не пришлось отказывать никому из оставшихся претендентов. Выборы с дистанционной составляющей состоятся в Алтайском, Пермском и Камчатском краях, Москве, Воронежской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Архангельской, Владимирской, Курской, Ярославской, Свердловской, Белгородской, Томской, Калининградской, Тульской, Оренбургской, Челябинской областях, Чувашии, Карелии и Ненецком АО. Электоральный юрист Гарегин Митин в разговоре с «Московской газетой» отметил, что ДЭГ на начальном этапе своего применения может указать воздействие на уровень легитимности выборов, однако по мере совершенствования технологий и процедур негативный эффект должен пойти на спад. В целом же этот формат голосования, по словам специалиста, уже зарекомендовал себя хорошо. «Безусловно, внедрение ДЭГ влияет на прозрачность выборов, но только на начальном этапе. Насколько мне известно, работа над визуализацией процессов ДЭГ активно ведётся. Конечно, всю процедуру ДЭГ следует перенести в федеральный закон, но, на мой взгляд, этот эксперимент следует считать успешным», — заключил Митин.

Возможно, вышеупомянутая визуализация в будущем позволит наладить более эффективный общественный контроль за процессом голосования, отсутствие которого эксперты называли главной проблемой ДЭГ. Специалист по информационной безопасности Михаил Самошкин отмечал, что при недоступности полного исходного кода сервиса нельзя с уверенностью говорить, как работает эта система и как считаются поступающие голоса. Это закономерно порождает недоверие части общества к новинке. Здесь стоит добавить, что даже публикация полных исходных кодов вряд ли решит проблему полностью. Ведь чтобы удостовериться в прозрачности и непредвзятости системы, нужно в любом случае обладать специальными знаниями, которых нет у большей части граждан. По уровню сложности этот вид общественного контроля разительно отличается от обычного наблюдения на физическом избирательном участке, к которому любая партия могла привлекать тысячи волонтёров, прошедших сравнительно короткую подготовку.

Впрочем, факт того, что будущее именно за ДЭГ, признают как в Центризбиркоме, так и в Общественной палате России. Первый зампред комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Максим Григорьев назвал дистанционное голосование неотъемлемой частью общего процесса цифровизации России. Вряд ли стоит сомневаться в том, что данную практику продолжат масштабировать на те регионы, которые пока не задействовали механизмы ДЭГ. Также верно и то, что определённое недоверие со стороны оппозиции сохранится ещё в течение некоторого времени. Так, самым заметным и непримиримым противником ДЭГ остаётся КПРФ. Коммунисты и в 2021 году, сразу после думских выборов оспаривали результаты голосования на электронных участках и даже дошли до Конституционного суда, пытаясь доказать незаконность нового формата, однако получили отказ. Сейчас представители КПРФ активно борются с распространением ДЭГ на новые регионы. Первый секретарь Ленинградского обкома партии Виктор Царихин назвал победой оппозиции отказ Ленинградской области присоединяться к дистанционному голосованию в 2023 году и в очередной раз заявил о недоверии избирателей к этой системе. Такое неприятие новшества со стороны оппозиционеров вполне объяснимо. Ведь, как уже говорилось выше, партиям как минимум придётся кардинально корректировать работу по наблюдению за процессом и отстаиванию своих интересов. Однако цифровизацию повернуть вспять вряд ли получится, и на данном этапе, как представляется, куда важнее вносить конструктивные предложения по совершенствованию системы, пока она ещё находится в стадии формирования. Если при помощи видимых исправлений удастся повысить общее доверие россиян к ДЭГ, сопротивление участников политического процесса внедрению электронного голосования постепенно сойдёт на нет.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
дэг, цик, выборы
Поделиться
Похожие новости