Новость общества

Китай диверсифицирует риски, связанные с антироссийскими санкциями

Китай диверсифицирует риски, связанные с антироссийскими санкциями

Фото © «Московская газета»

22.06.2024 в 13:37:00
979

«Московская газета» ранее писала о планах строительства Китаем железной дороги через страны Центральной Азии в обход России. Теперь эти планы начали реализовываться. Собеседники издания придерживаются разного мнения о том, как отразится ситуация на России

Китай начинает 6-летнее строительство железной дороги через Центральную Азию в обход России.

«Это чрезвычайно важный и эффективный проект для Центральной Азии, важнейший трек этого региона, — рассказал «Московской газете» транспортный эксперт Яков Гуревич. — Если говорить про Киргизию и Узбекистан этот проект даёт им прямые связи с Китаем. Проект заходит в Ферганскую долину, где наблюдается дикая безработица, и может существенно влиять на ситуацию и в Узбекистане, и в Киргизии. Для Китая это прямой выход к Каспийскому морю через Киргизию и Туркмению. Порт Туркменбаши — крупнейший на Каспии. А Каспий — это выход на Турцию и на Европу. В общем точное повторение Великого шёлкового пути. Также это хороший выход на коридор Север-Юг и на Иран. В этой части Китай, вероятно, станет конкурентом России по загрузке путей. При этом строительство порта Туркменбаши финансирует Турция, которая тоже заходит через Каспий в Среднюю Азию: основные потоки здесь идут через Азербайджан на Казахстан. Сейчас Турция получает ещё один выход на Среднюю Азию и на Китай».

Если китайские товары найдут быстрый доступ на узбекский и киргизский рынки, это может потеснить на них Россию, считает транспортный эксперт.

«Та рабочая сила из Киргизии, которая раньше ехала в Россию, может поехать в Китай, — говорит Яков Гуревич. — Появится ещё один обходной коридор для связи Китая с Европой. Плюс конкуренция в коридоре Север-Юг. Жители Ферганской долины могут зарабатывать на строительстве железной дороги. Это очень серьёзная высокогорная стройка, около 450 километров в горах. Квалифицированная рабочая сила там нужна. К тому же в высокогорные районы не всегда можно доставить технику, там понадобятся лопата и кирка. То есть, чернорабочие тоже понадобятся. И те, кто сейчас едут в Россию получат возможность работать недалеко от дома и хорошо зарабатывать. Китай обладает всеми технологиями для реализации этого проекта. Он давно готовился, сейчас приступают к стройке. Возможно, железную дорогу построят быстрее, чем за 6 лет, потому что она нужна всем: и Китаю, и странам Средней Азии, и Турции».

Китай диверсифицирует риски, связанные с Россией, отметил в беседе с «Московской газетой» директор компании «ОптимаЛог» Георгий Властопуло:

«Китай понимает, что Россия находится под санкциями, скорее всего, надолго. А грузы надо отправлять в Европу. Через Узбекистан, в первую очередь. И именно там Китай собирается наращивать значительные объёмы грузов. Об этой истории со строительством железной дороги в обход России говорят около 5 лет, а после 2022 года стали говорить всерьёз. Проект предполагает выход на порты Каспия и дальше через Грузию и Азербайджан, через Черное море в Европу. Но всё это требует инвестиций порядка 300 млрд долларов. В первую очередь вкладываться в проект будет Китай. У стран Центральной Азии таких денег просто нет. Но надо отметить, что Черное море небезопасно, в нём происходит конфликт, не поддающийся прогнозированию. Да, проект строительства железной дороги запущен и будет форсироваться, но, на мой взгляд, только до портов Каспия, а далее будет развиваться в зависимости от геополитической обстановки. Китай — страна, которая умеет ждать и получать бенефиты от любой геополитической ситуации. Что касается потерь России, то это потери транзитного трафика. Собственно, с 2022 года этот трафик уже упал на 30-40%. Раньше мы получали тарифы за транзит благодаря прекрасному географическому положению, но теперь и воздушные, и ж/д-транзиты бенефитов не принесут».

«Пусть строят, — прокомментировал ситуацию директор совместной российско-китайской компании ARCOM, председатель комитета по комплексному развитию территорий Российской Гильдии Управляющих и Девелоперов Гасан Архулаев. — Вопрос: потянут или не потянут. Бюджет требуется колоссальный. Если Китай свои 50% потянет, то какой-нибудь Ташкент больше 24% от своего бюджета потянуть не сможет. Проект сложный, инфраструктурный. А насчёт рабочих это китайская история, и Китай этому провалиться не даст. Я думаю, что в основном эту железную дорогу будут строить кадры из Китая. На мой взгляд, в Казахстане, Узбекистане и Киргизии нет таких квалифицированных кадров, которые могли бы участвовать в этом сложном проекте. Застройщиков не беспокоит эта ситуация ни в плане рабочей силы, ни в плане поставок стройматериалов».

«Этот проект имеет большое значение для Кыргызстана и Узбекистана по нескольким причинам, — рассказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Во-первых, он положительно скажется на транспортной отрасли этих стран, будет способствовать развитию их связей с другими государствами. Во-вторых, местные компании могут получить заказы на поставку товаров и услуг для строительства этой дороги и её последующую эксплуатацию, что скажется на финансовом положении этих компаний, увеличит поступления в бюджеты республик. В-третьих, строительство этой дороги повлияет на социально-экономическое положение Кыргызстана и Узбекистана, будет способствовать развитию многих регионов этих стран. Кроме того, эти республики увеличат свой товарооборот с другими государствами, вырастет их значение в Центральной Азии и в мире в целом. Что касается трудовой миграции из Киргизии и Узбекистана в РФ, то на сегодняшний день вряд ли можно дать какие-либо прогнозы, в первую очередь потому, что неизвестно какие работники будут требоваться для данного проекта, какая им необходима квалификация, сколько им будут платить и так далее. Вероятно, что кто-то из жителей этих стран может стать участником данного проекта, вместе с тем, кто-то из них поедет на работу в РФ».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Китай, Россия, железная дорога, Азия
Поделиться
Похожие новости