Новость общества

Лечим зубы Китаем: дешево и качественно?

Лечим зубы Китаем: дешево и качественно?

Фото © «Московская газета»

22.10.2023 в 11:34:00
1777

К осени 2023 года стоматологические клиники в России переходят в основном на китайское оборудование, которое значительно дешевле западного. Представители отрасли заверяют, что на качестве стоматологических услуг это не скажется. А вот бывший поставщик западного оборудования в Китай не верит

С 2022 года у стоматологических клиник возникли проблемы с материалами, запчастями и оборудованием, рассказали «Московской газете» в стоматологической клинике «Мегадента Клиник» (Екатеринбург). 

«Что касается расходников, стоматологи нашли возможность перестроиться на другие заменяющие материалы и продолжить качественно работать, — сказали в клинике. — Сложнее – с оборудованием и запчастями. Чаще всего в клиниках стоит старое оборудование, которое надо ремонтировать. Купить запчасти на территории России нельзя, и здесь наблюдаются сложности. При этом рост цен на стоматологические услуги происходит в пределах инфляции, ассортимент услуг практически не сократился. Многие пациенты стали вкладывать деньги в здоровье, жизненные цели переключились, люди меньше стали тратить на путешествия, вещи и т.д.». 

К осени 2023 года ситуация с поставками стоматологического оборудования и материалов зашла в тупик, сказали «Московской газете» в одной из компаний, ранее активно занимавшихся этими поставками.

«Мы прекратили поставки: Европа закрыта. Клиники покупают то, что есть на рынке: Китай, Корея. Находят замену и продолжают работать. Но, с нашей точки зрения и с точки зрения врачей, с которыми мы общаемся, китайское оборудование не всегда можно назвать качественным. Немецкие материалы в этой сфере объективно лучшие. Китайские боры служат меньше, чем немецкие. Китай пока не очень владеет медицинскими технологиями, хотя и занял, например, рынок автопрома. На наш взгляд, использование китайского оборудования может сказаться на качестве лечение зубов россиян. Однако пока об этом ничего нельзя сказать точно, нет соответствующих наблюдений во времени», — сказали в компании, прекратившей поставки.

Другие собеседники «Московской газеты» дали более оптимистичную оценку ситуации.

17 октября в Китае закончилась стоматологическая выставка, куда поехали представители практически всех основных российских компаний для заключения новых контрактов, рассказал «Московской газете» доктор Илья Фридман, стоматолог, имплантолог, сооснователь медицинского союза «Единство», основатель Стоматологического Центра «Доктор Фридман».

«На выставке традиционно презентовали свою продукцию производители со всего мира, – отметил Илья Фридман. – Но европейское оборудование сегодня уже практически никого не интересует на российском рынке. Однако, остатки на складах есть, поэтому и в продаже оно представлено. Но основные материалы – пломбы, имплантаты, обезболивающие медикаменты и др., – продолжают поступать от традиционных западных производств, но уже другими альтернативными, но законными путями через дружественные страны. Что касается стоматологического оборудования, то здесь Китай безусловно лидирует. Стоимость китайского оборудования в 3-6 раз ниже европейского и это, подчёркиваю, без потери характеристик, способных повлиять на качество услуг. Всё это оборудование, поступающее  российским потребителям, регистрируется, сертифицируется, русифицируется в предельно сжатые сроки, – в этом плане Правительство РФ, общественные организации, Минздрав, Роспотребнадзор и все участники рынка отреагировали в свое время очень быстро и чётко. На отдельные группы оборудования и техники можно получить регистрационное оборудование за 1,5-2 месяца», – рассказал Илья Фридман.

«На днях я закончил поиск оборудования в одну из своих клиник, приобрёл две установки, – сообщил стоматолог. – Европейский образец из остатков на складе дилер был готов продать за чуть менее 1,5 миллионов рублей. Прекрасный вариант из КНР– 350-450 тысяч рублей. И это не просто ощутимая разница в цене. Изменилось мышление медицинских предпринимателей. Я  предпочту покупать доступное оборудование, с окупаемостью в несколько месяцев, и раз в два года менять его, если оно будет выходить из строя, чем покупать нечто  дорогое на много лет за бешеные деньги. «Брендовость» – это не более, чем маркетинг на практике. Ну а пациентам вообще все равно, каким оборудованием работает та или иная клиника.Без привычных каналов поставок в повседневной жизни можно обходиться совершенно спокойно. Это- если мы говорим о стоматологическом оборудовании. Если говорить о медикаментах или пломбировочных материалах, имплантатах и биоматериалах, то здесь вопрос качества, конечно, имеет большее значение, поэтому, как я уже рассказал, эти материалы продолжают поступать от прежних производителей. Эти поставки стали дольше и дороже, но клиники осуществляют их заблаговременно. Изменились закупочные схемы, но не более. Альтернативное оборудование устраивает абсолютно все российские клиники в плане цены и качества. Стоматологические услуги не становятся хуже от использования менее «продвинутого» оборудования, так могут говорить «по наитию» не эксперты, люди, которые не находятся внутри стоматологического бизнеса», – заключил Илья Фридман.

Цена на стоматологические услуги незначительно поднялись, в основном, не из-за того, что подорожали и удлинились сроки поставок для клиник, а потому, что предприниматели снизили их маржинальность в пользу потребителя-пациентов, отметил собеседник.

«Например, если стоимость закупки увеличилась на 10%, то стоимость прейскуранта – только на 2-3%, – пояснил стоматолог. – Здесь надо хорошо представлять экономику стоматологического бизнеса. Да, увеличилась стоимость закупок, стоимость аренды помещений и ЖКХ, увеличился фонд оплаты труда, всё это повлияло на цены. Но то, сколько клиника потратила, например, на имплантат, не влияет напрямую на цену услуги: есть виды услуг, где расходная часть составляет 50% стоимости, а есть – где всего 2-5%. Если пациенту установили имплантант за 50 000 рублей, – хорошо, если из них хотя бы 5000 рублей остались в качестве прибыли для медицинской организации. А вот сложное удаление ретинированного зуба за 10000-15000 рублей, – там расходная часть составляет 500-1000 рублей, остальное в структуре цены — это квалификация специалистов и условия труда. Удаление зуба, отбеливание, профилактический, гигиенический приём – вот это по-настоящему маржинальные процедуры, потому что в них низкая материальная себестоимость. Проблема в том, что врачей не учат делопроизводству, и не все клиники экономически корректно выстраивают свой бизнес», – заметил Илья Фридман.

О недавнем переходе на китайское оборудование рассказал «Московской газете» стоматолог, руководитель клиники «Стоматология Шаргородского» (Москва) Геннадий Шаргородский.

«Я только что приобрёл две китайские машины за 500 тыс. рублей, это был не самый дешёвый вариант, — говорит стоматолог. — При этом только ремонт западного оборудования Siemens стоит 200 тыс. рублей, это раз в 15 дороже, чем ремонт китайских машин. Поэтому сейчас и мне, и многим моим коллегам проще поставить китайское оборудование и через 3-5 лет купить новое. Пломбы, обезболивающие и др. на рынке по-прежнему есть – от европейского, американского, японского производителей. Есть неплохие обезболивающие российского производства. А вот качество стоматологических услуг зависит в первую очередь от рук доктора. Мы – ремесленники, пусть и с высшим медицинским образованием, мы работаем руками. То, что отличает западное оборудование, такие, например, вещи как подъезжающий автоматический столик и т.п., – всё это больше работает на удобство для пациента. Лично мне почти всё равно, на какой машине работать». 

Все стоматологические материалы подорожали в 2-3 раза, рассказал столичный стоматолог и объяснил внутреннюю экономику зубной клиники, позволяющую работать, не поднимая в этих условиях цену услуг. 

«1 мешок цемента для фиксации восстановительных протезов раньше стоил 4200 рублей, теперь, при новом курсе доллара, стоит 8100 рублей, а у некоторых фирм — 11000-12000 рублей. Грубо говоря, сейчас наша клиника теряет 4000 рублей на одной пачке этого цемента. Сколько протезов и коронок можно поставить с одной пачки цемента? Допустим, 100. Значит, на каждой коронке мы теряем 50-100 рублей, и в общем объёме работы это незначительные потери. Восстановительный цемент для эстетической стоматологии стоит 18000-19000 рублей за пачку. Пачки хватает примерно на 100 пломб. Две пломбы поставил – и уже эту пачку окупил. Если ты ставишь имплант за 50000 рублей и используешь скальпель, который раньше стоил 20 рублей, а сейчас — 30 рублей, или нитки, коробка которых раньше стоила 1800 рублей, а сейчас 2300 рублей, это, конечно, потери для бизнеса, но не критичные», — рассказал Геннадий Шаргородский.

Также эксперт рассказал «Московской газете», как некоторые врачи в частных клиниках «играют на счётчик» на зубах клиентов.

«Играть на счётчик» — это, например, удалить человеку 12 зубов и сразу же поставить 15 имплантов, когда на самом деле можно было удалить максимум 2 зуба и обойтись без имплантов, восстановительными протезами, — пояснил собеседник издания. — В прошлую пятницу к нам пришёл клиент из другой стоматологической клиники и рассказал, сколько зубов ему удалили и сколько имплантов поставили. У меня работает 26 врачей, и если мы узнаём, что кто-то «играет на счётчик», то мы с этим доктором прощаемся. Наши услуги напрямую связаны со здоровьем и психологией человека. Задача доктора – не только «обточить зубы», но и правильно распределить жевательную нагрузку между зубами, для этого даже есть специальные формулы. Понятное, что, если удалять человеку зубы и ставить импланты с расчётом на коммерческую выгоду, жевательная нагрузка не будет распределена правильно».

Недобросовестные врачи присутствуют в стоматологии, но, с другой стороны, есть и такое явление как «потребительский терроризм», рассказал стоматолог.

«Когда потребители просто шантажируют врачей судебными исками за якобы недобросовестно оказанную медицинскую помощь. Сейчас суды просто завалены такими исками. К сожалению, суд иногда принимает во внимание какую-нибудь «левую» экспертизу, в которой за деньги пишется что угодно. Недавно ко мне приходила одна дама со своим адвокатом и хотела стрясти с меня деньги за ущерб, якобы полученный из-того, как я вылечил её зубы. К счастью, все договоры, которые я составляю с клиентами, составлены таким образом, чтобы исключить возможность этого самого потребительского терроризма. Адвокат этой дамы изучила документы и сказала своей подопечной, что ничего добиться тут не получится. «Я на этом зубе два миллиона заработала и заработаю ещё!», – сказала дама, и они ушли, даже не извинившись», — рассказал Геннадий Шаргородский.

Как говорил американский режиссёр Джим Джармуш, есть три слова, которые никогда не употребляются все вместе: «быстро», «дёшево» и «хорошо». Из чего следует логичный вывод, что быстро и дёшево – не есть хорошо. Тут, конечно, можно возразить, что поставки из Китая идут не быстро, а довольно медленно. Но вот говорит ли это об их качестве — вопрос уже для китайского мудреца.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
стоматология, стоматологические услуги, Китай, Россия
Поделиться
Похожие новости