Новость общества

Маркетолог Александр Белгороков назвал главное условие успешного бизнеса

Маркетолог Александр Белгороков назвал главное условие успешного бизнеса

Фото © Нина Коршунова

07.05.2024 в 12:44:00
2102

В начале 2024 года в рамках постоянного мониторинга деловой активности Центробанк провёл опрос представителей свыше 15 тыс. предприятий, по итогам которого выяснилось, что объёмы производства во всех секторах экономики сокращаются, а бизнесмены фиксируют ухудшение условий кредитования и увеличение издержек. Однако в будущее большинство представителей бизнес-сообщества смотрят с оптимизмом, рассчитывая в том числе на снижение ключевой ставки, поэтому общий индикатор бизнес-климата нельзя назвать отрицательным. В то же время, несмотря на сокращение производства во многих отраслях, растут бюджеты, выделяемые на рекламу. Исследователи OMD OM Group ожидают, что в 2024 году рекламный рынок вырастет на 18% до 831 млрд рублей, а в прошлом году он уже вырос на 23%. Это может говорить не только о росте цен на рекламные услуги, но и о большем стремлении предпринимателей привлечь новую аудиторию для приобретения их товаров и услуг

О том, что вдохновляет людей на занятие бизнесом даже в сложных условиях, каждый ли может стать бизнесменом и какую роль в предпринимательстве играет реклама, «Московская газета» побеседовала с маркетологом, бизнес-тренером Александром Белгороковым.

— Александр, для чего люди занимаются бизнесом? Какова цель бизнеса для человека и окружающих его людей?

— Цель бизнеса — это реализация себя, воплощение своих идей, интересов. Бизнесмен — это тот, кто создает. А мотивация здесь может быть разная, но для самого предпринимателя важно выпускать свой продукт для как можно большего числа людей, а для окружающих — иметь выбор из таких продуктов.

Целью любой организации должен быть её руководящий принцип. Все действия должны быть предприняты для продвижения бизнеса к этой цели, и каждый сотрудник должен иметь возможность сформулировать свою роль в достижении этой цели.

Например, руководящий принцип моей компании «Я обучаю неутомимых людей достижению внутреннего и внешнего успеха.

Я помогаю владельцам бизнеса, предпринимателям и лидерам найти цель, устранить страх и вести жизнь, о которой они только мечтали».

— Что Вы могли бы назвать самым главном условием успешного бизнеса? Чем измеряется его успешность?

— Успешность в том числе измеряется уровнем счастья человека от того, что он делает. Успех также измеряется тем, до какого количества людей бизнесмену удалось донести ценность созданного им продукта или услуги.

Западное понимание гласит, что успех = комфорт (деньги, дом, машина, лайфстайл). И мы, действительно, не можем отрицать то, что деньги это мерило успеха бизнеса. Но есть люди, которые измеряют успех бизнеса другими категориями. Например, мне важно: жить свою конфигурацию жизни; экологичность и эстетика бизнеса; не просто удовлетворенные, а восхищенные клиенты.

Какую роль в этом процессе, на Ваш взгляд, играют деньги?

— Деньги — это аплодисменты этого мира за то, что мы ему даем. Мы можем заработать деньги только давая людям/миру ЦЕННОСТЬ. За ценность люди «аплодируют» нам деньгами.

— Маркетинг, реклама, PR: насколько эти три инструмента важны для бизнеса, какова их процентная соотнесенность в процессе выстраивания успешного бизнеса?

— В моей голове маркетинг, реклама и PR имеют одну и ту же суть. Есть бэк-офис (всё, что необходимо для того, чтобы произвести товар или услугу) и фронт офис (всё, что необходимо для продажи товара или услуги). Когда мы говорим маркетинг, реклама, участие в выставках, воронки продаж, — все эти инструменты нужны для того, чтобы донести ценность своего продукта до человека, чтобы люди про тебя узнали, запомнили тебя, начали предпочитать твой продукт. Для гостиницы букинг — это маркетинг, правильно выбрать расположение для аптеки около дома — это и есть маркетинг.

— Какие рекламные стратегии самые результативные?

— Важно работать с сознанием и сердцем клиента. Если удалось сделать так, что клиент предпочитает именно ваш продукт из множества других, значит стратегия эффективная. Мне ближе всего стратегия D2C (Direct 2 customer), то есть прямое сообщение к клиенту.

— Каковы наиболее действенные способы/методы продвижения продукта/услуги на сегодняшний день Вы бы выделили? Какова в этом роль СМИ?

— Я считаю, что средств массовой информации не существует в наше время. По образованию я журналист, я учился в Ростовском государственном университете по специальности «журналистика» (газетное отделение), а затем в Оклахоме (США). У меня был свой медиахолдинг. В Оклахоме у нас был преподаватель Миша Неделькович, который озвучил интересную мысль: в РФ говорят средства массовой информации, а в США средства коммуникации. Есть разница между информацией и коммуникацией. Информация имеет направленный вектор: один сообщает другому, например, газета сообщает читателю, а есть диалог, двухвекторное общение. СМИ —это монолог, как жанр это рудиментарное явление. Влияние газеты в современном мире значительно меньше, чем влияние площадки для мастер-майнда, где собираются тысячи человек, или даже меньше телеграмм-канала с возможностью обсуждения и ведения диалогов. Люди не хотят, чтобы им говорили, а они не могли ответить, они хотят принимать в этой стратегии непосредственное участие. Моя точка зрения — человек не хочет быть объектом пропаганды. В рекламе, конечно, все равно есть медиавес, например, реклама на Первом канале. Но хорошее отношение к товару или услуге не равно покупке рекламы.

— Сегодня в Сети можно найти много бизнес-тренеров/коучей, которые обещают сделать из человека успешного бизнесмена за короткое время и достаточно большие деньги. Как Вы относитесь к таким кейсам?

— Сегодня знания в сфере бизнеса очень переоценены. Для того, чтобы стать бизнесменом не нужно годами получать образование и чему-то учиться. Прежде всего должно быть желание и высочайший уровень дисциплины. Тому, кто хочет заняться бизнесом сначала нужно заняться собой. Например, бросить курить, начать делать зарядку, высыпаться, соблюдать режим дня. Можно из человека сделать бизнесмена, показать ему не только как зарабатываются большие деньги, но и окунуть его в эти большие деньги, но дальше всё будет зависеть от того, как он себя поведет.

Люди, которым есть, что сказать имеют полное право дорого продавать свои компетенции. И не мое дело оценивать профессиональные и этические характеристики моих коллег.

Если же отвечать на вопрос – с какой скоростью будет расти ваш бизнес, то… Ваш бизнес будет расти со скоростью вашего личного развития. В бизнесе вы ЛИЧНО всегда будете узким местом. Всякий раз, когда у меня бывали периоды застоя, это всегда потому, что я не инвестировал в свой рост или не заботился о себе. Чтобы развиваться в бизнесе нужно развиваться самому. Вложите всю свою свободную энергию в спорт, чтение книг, курсы, нетворкиг и коучинг. Никогда не прекращайте расти. Личностный рост = рост бизнеса.

— Какие сегодня перед бизнесом стоят вызовы? Стало ли сложнее вести своё дело в России? Государство оказывает бизнесу помощь, существуют программы поддержки, насколько они эффективны?

— Моя точка зрения: бизнесу помощь не нужна. Бизнесмен по определению — это человек, который должен давать, а не просить. Это не инвалид, не представитель какой-то уязвимой категории населения, это создатель. Из позиции жертвы бизнес не делается. Единственное, можно, конечно, помогать социальному бизнесу — маленьким детским садам, сиделкам на дому. Но это условно можно назвать бизнесом, это, скорее, самозанятости. Если мы говорим о физической помощи, ну, может быть, это дешевые длинные деньги — кредиты не под 20, а под 2 процента, может быть, какие-то моратории на проверки. Но, по большому счёту, лучшая помощь бизнесу — это не мешать ему.

— Что Вы думаете об искусственном интеллекте? Это помощник предпринимателя или, скорее, вредитель? Каковы перспективы применения ИИ в бизнес-процессах в будущем? Может ли он заменить человека в выстраивании благоприятного бизнес-климата в России и за её пределами?

Могу сказать так: ландшафт жизни людей радикально поменяется в ближайшие годы. Я думаю, исчезнут адвокаты. Искусственный интеллект будет подавать заявления эффективнее человека, что скажется на юридической сфере. Поменяется ценность книги как таковой, блоги станут другими, будет другая система образования. Мы сейчас в своей работе уже используем ИИ даже при написании текстов. Избавить мир от искусственного интеллекта мы уже не сможем. Будут те, кто принципиально игнорирует новые технологии, те, кто ограничивает для детей их использование часом в день (как сейчас со смартфонами), будут те, кто активно пользуется им. Везде главное — знать меру, тогда все новые технологии будут работать во благо.

— Вы проводили и проводите бизнес-тренинги во многих городах. Расскажите самый необычный и запоминающийся случай, который, возможно, даже изменил вашу жизнь?

— Да, был такой случай. Меня пригласили провести тренинг для детей с ДЦП, имеющих определенные сложности со здоровьем по части опорно-двигательного аппарата. Я почему-то решил, что это будет «легкая прогулка», на деле же оказалось совсем иначе. Директор попросила меня не говорить детям вещей, связанных с тем, что они добьются каких-то результатов в жизни, не обнадеживать их. Я сначала не хотел вести этот тренинг, потому что я не хотел внушать им позицию жертвы. Ты действительно видишь людей, у которых сложные стартовые условия. Это был тренинг, на котором я задумался, что не все так однозначно. Одно дело учить бизнесменов, другое — говорить людям про возможности. Мне трудно было подбирать слова для детей. Им было интересно, но тренинг был больше для меня, чем для них. После этого тренинга я понял, что есть возможность, а есть вероятность.

Мир — это череда возможностей, но есть еще и вероятность. Когда ты говоришь человеку в зале о возможности разбогатеть, ты думаешь, что делаешь благое дело, но каковы его вероятности достичь этого успеха — вот здесь уже совершенно другой вопрос, ответ на который зависит от множества факторов.

Этот тренинг повлиял на всю тональность моего общения с другими людьми. Человек всегда ограничен разными вещами: своей картиной мира, родительскими императивами, кругом своего общения. После этого тренинга я пересмотрел свою роль. Моя роль — это не дать контент, это заниматься трансформацией людей.

Автор: беседовала Яна Соловьева
ТеГИ
Бизнес, маркетинг, условия, Александр Белгороков
Поделиться
Похожие новости