Национальный родительский комитет: «Деньги вместо детсадов хорошо, но семейные сады — лучше»
В Госдуме предложили деньгами компенсировать отказ родителей от места в детсаду. С такой инициативой выступил депутат Василий Власов. Ежемесячная выплата в этом случае соответствовала бы размеру МРОТ
«Считаю необходимым предоставить родителям право выбора, который позволит им отказаться от положенного по закону места в детском саду в пользу получения ежемесячной выплаты в размере регионального МРОТа (в Москве это 20 195 рублей — прим. ред.) на период, в течение которого их ребенок мог бы находиться в детском саду», — говорится в письме Власова к главе Минпросвещения страны, сообщает RT.
При этом отмечается, что, в случае, если родители передумают, то они смогут отказаться от выплаты и снова встать в очередь на получение законного места в детском саду.
Несмотря на заявления властей, в России по-прежнему существует проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях.
К примеру, на сайте мэра Москвы Сергея Собянина можно заметить жалобы родителей на нехватку мест в садах.
Осенью прошлого года градоначальник заявил, что столичные власти выполнили задачу по обеспечению всех детей в возрасте до 2,5 лет местами в дошкольных учреждениях. Годом ранее о том, что проблему с нехваткой мест в садах удалось решить, говорил и будучи тогда еще заместителем мэра Марат Хуснулин.
В то же время, даже такая, казалось бы, позитивная мера, как денежная компенсация, не решит всех проблем, — считает глава председатель Национального родительского комитета России, член Общественной палаты РФ Ирина Волынец:
«Хорошо, когда у людей есть выбор. В результате последствий пандемии у многих родителей, оставшихся без работы, отпала необходимость водить детей в детсад и появляется соблазн взять деньги. С другой стороны, есть и опасность, что, отказываясь сейчас от места, после изменения ситуации ребенка некуда будет пристроить», — рассказала она «Московской газете». — В этом случае может возникнуть ситуация обратная нынешней: если многие начнут монетизировать свой отказ от детсадов, полагаясь, допустим, на бабушек, то детские сады просто опустеют, и тогда придется, как в 90-е, передавать их под объекты бизнеса и т.д. А дальше, если, условно, все будут сидеть дома, то не только не будет детсадов, но и в целом в стране снизится экономический рост. К тому же нет гарантий, что кто-то не будет злоупотреблять этой мерой, так как неизвестно, на что именно в каждом конкретном случае будут тратиться эти деньги».
Оптимальным выходом из ситуации с нехваткой мест Волынец считает поддержку семейных детсадов.
«Чтобы сохранить систему дошкольного образования, государству гораздо проще направить те же средства на поддержку семейных детсадов, — считает Ирина Волынец. — Их норма уже прописана в законе, однако чиновники на местах очень часто чинят препоны для их работы, видимо, боясь ответственности. Хотя как раз государству они очень выгодны: не нужно тратиться ни на подготовку кадров, ни на постройку новых зданий, ни на оплату труда и т.д.Тем более, что оплата в них сравнима с той, что и в муниципальных садах. А для ребенка эти семейные сады более комфортны психологически — меньше людей, больше внимания каждому, домашняя обстановка. Наконец, это более гибкая структура: если сейчас мы говорим о нехватке мест в садах, то в ближайшее время они будут пустовать, поскольку третий год подряд страна переживает преобладание смертности над рождаемостью».