Новость общества

Наркозависимость: реально ли полное излечение?

Наркозависимость: реально ли полное излечение?

коллаж «Московской газеты»

02.07.2022 в 17:52:00
3173

В России наркозависимым государство гарантирует оказание специализированной помощи и социальной реабилитации. Это закреплено в федеральном законе от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Получить поддержку в госцентрах можно, но для этого необходимо встать на учет в наркологический диспансер и понимать, что после легализации прошедший лечение наркоман не скоро сможет получить водительское удостоверение и почти никогда – реализоваться в социальных профессиях

Срок пребывания в таком учреждении обычно ограничен одной неделей. В частных клиниках пациент может рассчитывать на любую продолжительность лечения и полный комплекс необходимой помощи – были бы деньги: стоимость терапии в некоторых учреждениях доходит до 250 тысяч в месяц.

В продолжение цикла публикаций о проблеме наркомании – сегодня наш разговор с директором Центра социально-психологической реабилитации людей с алкогольной или наркотической зависимостью «Здравница» в подмосковном Одинцово Анной Тереховой.

— Анна Владимировна, расскажите об истории создания вашего центра и его деятельности.

— Инициатором открытия Центра лечения, реабилитации и психологической помощи зависимым людям и их семьям «Здравница» стали мы с мужем – психологом и специалистом по социальной работе Василием Тереховым. О проблеме наркомании и алкоголизма знаем не понаслышке: наши семьи несколько лет жили, как в аду, родители страдали от бессилия помочь нам. Пройдя лечение в десятках наркологических клиник, я полностью отчаялась. Перспектива преодолеть зависимость и начать полноценную жизнь казалась несбыточной мечтой, да и в наркологии меня больше не принимали по состоянию здоровья. Только в одной из клиник врач указал моим родителям на ошибку в лечении и посоветовал продолжить его в центре реабилитации.

И у меня получилось преодолеть зависимость! В 2010 году я прошла реабилитацию, и жизнь моя изменилась на 180 градусов, за что искренне благодарна врачам, специалистам центра и моим близким.

Пройдя все круги ада зависимости, я приняла твёрдое решение помогать людям, которые, как я когда-то, живут в отчаянии и не видят выхода из проблемы. Имея специальность экономиста, я стала осваивать психологию, менеджмент, много учиться для того, чтобы помогать людям профессионально, работая в организации, которая являлась одной из крупных сетей реабилитационных центров.

А потом мы с мужем поставили цель открыть центр реабилитации, в котором будем оказываться помощь не только наркоманам и алкоголикам, игроманам, но и их близким, так как этим людям в какой-то мере даже тяжелее, чем зависимым. Родственники не могут препятствовать употреблению психоактивных веществ близким, которые нуждаются в помощи, они зависят от их решения, тем временем испытывая страдание и безнадёжность. Часто они не знают, как действовать, совершают много ошибок в процессе помощи в лечении своего близкого, страдают созависимостью. Этого нельзя допустить, так как человек, страдающий алкоголизмом и наркоманией, не способен здраво оценивать тяжесть своего состояния, ему необходима грамотная помощь его окружения и привлечённых специалистов.

В 2017 году мы открыли горячую линию для зависимых и их близких и вместе со специалистами центра разработали программы для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, игроманией, программы для преодоления созависимости. Апробировали их два года, прежде чем запустить стационарный центр реабилитации.

Нам важно дать возможность людям проходить программы как амбулаторно, так и в стационарной реабилитации, предоставить выбор зависимому. Хотя мы и склоняемся к наибольшей эффективности именно второго варианта.

Сейчас в нашем центре «Здравница» реализуется несколько программ: амбулаторная и стационарная реабилитация, социальная адаптация, несколько программ помощи созависимым людям. Центр сотрудничает с семью наркологическими клиниками Москвы и Московской области для того, чтобы зависимый человек прошёл обязательное лечение перед поступлением на реабилитацию.

Ежемесячно в центре проходит 22 мероприятия для близких людей наших пациентов. Например, бесплатно для всех нуждающихся в помощи мы проводим по вторникам онлайн-занятия, на которых рассказываем, как грамотно помочь зависимому начать выздоровление, как найти в себе силы поступить твёрдо, настоять на решении лечиться и т. д. Группы взаимопомощи, терапевтические группы, реабилитация для созависимых «12 основ выздоровления», есть мероприятия на платной и бесплатной основах. Также работает круглосуточная горячая линия, где можно получить бесплатную консультацию, рассказав о своей проблеме.

— Какое расписание дня у ваших пациентов?

— Перед поступлением в реабилитационный центр каждый проходит лечение в наркологической клинике, где пациенту проводят курс терапии для снятия острого состояния, обследование. После всех медицинских процедур с анализами он переводится в наш стационар на социально-психологическую реабилитацию. В центре его сопровождают клинические консультанты, психологи и психиатры. В процессе реабилитации с пациентом проводятся диагностические исследования, которые позволяют выявить проблемные сферы для работы и отследить динамику выздоровления.

В центре реабилитации (ЦР) каждый день проходит по расписанию. Утро начинается с зарядки, после завтрака резиденты проводят уборку территории, порядок поддерживают весь день. У каждого участника программы есть своя функция, которую он выполняет в течение дня: кто-то отвечает за порядок на дворовой территории центра, кто-то ухаживает за домашними животными (кот, кролик, аквариумные рыбки), другие дежурят в столовой, помогая повару вкусно накормить резидентов. Терапия занятостью способствует формированию ответственности у зависимого.

В течение дня проводится групповая и индивидуальная терапия, используются гештальт-терапевтическое направление, семейное консультирование, методы психодрамы, когнитивно-поведенческая терапия, программа «12 шагов», арт-терапия и другие.

Для резидентов организованы досуговые, оздоровительные и спортивные мероприятия: занятия в спортзале, футбольные турниры, баня, йога, массаж, различные выездные программы. Например, очень нравятся нашим пациентам поездки в «Хаски парк», где они гуляют с лайками по берегу Москвы-реки и спускаются по ней на байдарках. Многие из них впервые задействованы в таком формате досуга. А поездки на рыбалку без наличия спиртных напитков приобретают другой вид получения удовольствия.

Обязательная семейная терапия помогает восстановить взаимоотношения с близкими. Для родственников наших резидентов каждую субботу проходит курс реабилитации амбулаторно, где им помогают понять специфику зависимости как психического расстройства, изменить форму взаимоотношений с членом семьи, нуждающимся в помощи. И самое важное, обратить внимание на свои потребности, снять напряжение, стресс и изменить качество своей жизни в позитивную сторону. Когда вся семья включена в процесс выздоровления, у зависимого получается сформировать мотивацию изменить свою жизнь и выздоравливать. Мы достигаем 100-процентного результата ремиссии.

Со стороны можно подумать, что реабилитация больше похожа на отдых в загородном пансионате. Это далеко не так: ребята прикладывают неимоверные усилия. Не зря существует известный тезис: самая трудная работа – это работа над собой.

— Помощь оказываете анонимно? Сообщаете ли по месту работы, учебы, есть ли необходимость вставать на диспансерный учет к наркологу?

Вся информация о пациенте, которая поступает к нам в центр, строго конфиденциальна. Сведения мы никуда не отправляем. Более того, с недавнего времени бесплатное лечение в государственной наркологической клинике возможно пройти на основе конфиденциальности, сведения о пациенте не передаются в наркодиспансеры. Мы информируем об этом людей, обратившихся к нам, это является хорошей новостью для многих. Я считаю, что государство очень серьёзно пошло навстречу зависимым, создав такую систему поддержки для них. Большинство зависимых, которые хотят проходить лечение, но не имеют средств на частные клиники, где не ставят на учёт, пытаются справиться с болезнью самостоятельно и теряют свой шанс на выздоровление, потому что добровольно прекратить употребление получается крайне редко.

— Анна Владимировна, если говорить о пациентах, то кого больше — мужчин или женщин, есть ли различия в работе с ними?

— Преобладающее большинство резидентов в ЦР – мужчины. Из 25 человек только пять – женщины. На мой взгляд, прекрасному полу труднее принять тот факт, что им нужна помощь в преодолении зависимости, особенно если женщина замужем, есть дети. Трудно оставить повседневные заботы и заняться собой. Могу ошибаться, но это лишь мои наблюдения, исходя из опыта.

Особых различий в оказании помощи нет, есть особенности личности каждого человека – разный жизненный опыт, социальный статус, семейное положение, стаж употребления, вид наркотиков, сохранность психики и т. д. Мы больше выстраиваем работу с людьми по этим признакам.

— Какие наркотики чаще всего употребляли ваши пациенты до того, как попали в центр?

— В последнее время к нам попадают люди, употребляющие синтетические наркотики, что отягощает работу с ними, так как эти вещества наносят огромный ущерб психике. Много людей с психиатрическими заболеваниями, которые являются первичными или вторичными. Это значит, человек стал употреблять наркотики или алкоголь на фоне расстройства психики либо психиатрического заболевания в надежде как-то сбалансировать психоэмоциональный фон. Или, наоборот, приобрёл душевное расстройство на фоне употребления наркотиков. Наша задача вместе с сотрудниками медучреждений выявить это и скорректировать. Без наблюдения психиатров и неврологов, на мой взгляд, работа с наркозависимыми невозможна.

— Как часто ваши подопечные покидают «Здравницу», срываются?

— К сожалению, трое из 10 человек досрочно прерывают программу реабилитации, немногие из них продолжают трезвую жизнь, так как ресурса, знаний о предотвращении срыва недостаточно. Чаще всего это происходит из-за непонимания проблемы именно со стороны близких людей – созависимых. Некоторые родственники неосознанно являются пособниками употребления зависимых, им трудно отказаться от привычного созависимого поведения. Они слепо верят в то, что за один-три месяца возможно измениться наркоману или алкоголику, употребляющему многие годы, и торопятся закончить досрочно курс, ссылаясь на то, что человеку нужно работать, жениться, воспитывать детей, строить гараж и так далее. Чаще всего за этими планами родителей и жен стоит мотив «я скучаю по тебе, без тебя моя жизнь потеряла смысл». Мышление зависимых и созависимых людей, к сожалению, очень схоже, поэтому тяжело помогать пациентам, чьи близкие не хотят меняться.

— На сколько времени рассчитана программа реабилитации в вашем центре?

— Программа рассчитана на 1 год, из которых полгода – стационарная реабилитация и столько же социальная адаптация. Но для тех людей, у кого нет возможности проходить полный курс в стационаре, реализуется амбулаторная программа. Когда у человека действительно есть обстоятельства, не дающие возможности пройти полный курс в стационаре, и реабилитационный потенциал у них достаточно высокий, мы можем создавать индивидуальный план поддержки и играть сроками. Проблема в том, что зависимость сопровождается сильнейшей тягой к алкоголю или наркотикам; система отрицания наличия проблем, связанных с употреблением, слишком сильна, и человек, не справляясь с симптомами болезни, срывается. Поэтому временная изоляция и плавный выход в социум, интенсивная работа над собой на всех этапах выздоровления – это самый эффективный способ преодоления зависимости.

— Возвращаются ли к вам после курса лечения, если снова начали употреблять наркотики? Принимаете ли таких?

— Мы отслеживаем судьбу наших выпускников и досрочно прервавших программу людей. Далеко не всех мы принимаем на повторную реабилитацию в нашу программу, но не из-за того, что не готовы им помочь, а потому, что считаем полезным сменить центр, кураторов, психологов, попробовать другую программу выздоровления, возможно, даже регион. У нашего центра есть база партнёрских ЦР, с которыми мы активно сотрудничаем и подбираем программу индивидуально, ведь жизненные ситуации разные.

Для людей, которые прошли полный курс реабилитации, но у них по какой-то причине произошёл срыв, нашими специалистами разработана отдельная программа, рассчитанная на три месяца. При помощи этой работы зависимый проводит глубокий анализ срыва, так называемую работу над ошибками. Думаю, срыв является полезным процессом, который помогает человеку доработать пробелы в понимании своей зависимости, хотя это и не всегда заканчивается хорошо. Важно помнить, что смертей от передозировки очень много.

— Кто, кроме профессиональных врачей и педагогов, оказывает вам помощь в реабилитации наркозависимых?

— Больше половины наших сотрудников имеют отношение к проблеме – это зависимые люди с опытом выздоровления от трёх лет и созависимые. В нашей команде работают более 30 человек: психиатры, медицинские психологи, консультанты по зависимостям, администраторы, операторы call-центра, руководители, массажисты, тренер по йоге, сотрудники интернет-маркетинга, программисты, дизайнеры и т. д. Для людей, которые столкнулись с проблемой наркомании, алкоголизма, игромании, наша деятельность не просто работа, а искреннее желание помочь приобрести опыт трезвой жизни, изменить её. Только зависимому человеку возможно понять ту боль, внутреннее сопротивление, которое испытывает его оппонент, потому что сам он когда-то был на его месте.

Матери, чей ребёнок когда-то умирал от наркотиков и выжил, проще понять родительницу, отпрыск которой находится сейчас в той же ситуации, как ей трудно и больно, найти нужные слова, мотивировать на действия, которые помогут её ребёнку, а не уничтожат его окончательно.

Есть в нашей команде сотрудники, не имеющие опыта зависимости, но их профессиональная компетентность, понимание проблемы, сопричастность к людям даёт возможность эффективно помогать пациентам.

— Что нужно для того, чтобы работать в вашем центре?

— Чтобы работать в нашем центре, необходима позиция понимания и сопричастности к проблеме людей, опыт работы в сфере реабилитации и соответствующее образование. Не меньшую роль играет готовность специалиста повышать уровень своей компетенции: мы все находимся в постоянном процессе обучения, осваиваем новые методики и вводим их в нашу деятельность. Консультанты по зависимостям имеют опыт работы и подтверждённое сертификатами обучение по соответствующему направлению. Наши выпускники, изъявившие желание после реабилитации работать в данной отрасли, начинают обучение, ещё находясь в программе социальной адаптации. На стажировку выходят после не менее четырех месяцев обучения, к работе могут быть допущены, только пройдя обучение и набрав два года трезвости.

— В Екатеринбурге много лет назад был реабилитационный центр, где насильно удерживали наркоманов, не давая им уйти до полного исцеления. Это незаконно, но как вы считаете, может, это необходимо в работе с наркозависимыми?

— Слышала про центр в Екатеринбурге, но никогда там не была, не знакома с выпускниками и руководителем. Мне трудно оценивать реальную ситуацию. Я имею опыт общения с разными ЦР, далеко не все методы реабилитации поддерживаю, категорически против физического насилия. Невозможно удержать зависимого до полного исцеления: наркомания и алкоголизм – хроническое заболевание. Важно научить пациента жить в трезвости, показать ему перспективы выздоровления, сформировать мотивацию на изменения. Убеждена в том, что любая, в том числе наркотическая, зависимость не лечится жёстким насилием – она лечится с любовью.

У любого зависимого без исключения бывают периоды, когда он хочет прервать терапию и выздоровление. Процесс мотивации на здоровый образ жизни очень трудоёмкий. Сегодня человек радуется трезвости, завтра хочет употреблять наркотики, сам этого не осознавая и прикрываясь иллюзиями того, что есть более важные дела, готов вернуться в среду, где употреблял. Не он в этом виноват, а его болезнь. Мы ежедневно «ходим по тонкому льду», поэтому важно отслеживать и распознавать манипуляции зависимых, не передержать, где-то проявить твёрдость и дать попробовать человеку сделать так, как он желает, и вовремя подать руку помощи при очередном срыве. Это очень трудно. Были ребята в моей практике, которые уходили из центра и погибали на фоне употребления, это тяжело. Поэтому с зависимыми людьми должна работать именно команда специалистов, которые не только постоянно обучаются, но и проходят супервизии и личную терапию.

— Считается, что от наркомании излечиться нельзя – есть употребляющие и неупотребляющие. А как думаете вы?

— Алкоголизм и наркомания – это первичное хроническое, рецидивирующее, прогрессирующее заболевание. Оно поддается специфическому лечению, полное выздоровление невозможно. Из-за потери контроля употребления единственный шанс оставаться в трезвости – это полная химическая чистота.

Международная классификация болезней (МКБ-10) «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ» была одобрена в мае 1990 года Всемирной организацией здравоохранения. На территории России была введена в 1997 году. На ваш вопрос отвечу так.

— Анна Владимировна, в завершение нашего разговора скажите, что бы вы изменили на уровне государства для помощи этой категории людей?

— На мой взгляд, у нас недостаточно образовательной базы в этой сфере, хотелось бы больше взаимодействия с госучреждениями наркологии. Сегодня в этом направлении мы сотрудничаем с Главным управлением региональной безопасности Московской области, специалисты которого занимают активную позицию в сфере профилактики наркомании. Сотрудники управления организуют обучающие мероприятия для психологов образовательных учреждений Московской области, собирают круглые столы.

Есть чиновники, которые критикуют работу частных реабилитационных центров, при этом не делают ничего, чтобы либо увеличить число государственных, либо помочь частным центрам выйти из подполья и научить работать качественно, предоставив возможности в виде грантов и государственных гарантий. Я уверена, что образовательные программы помощи наркозависимым должны объединять сотрудников государственных и частных учреждений, способствовать обмену опытом обеих сторон – нам всем есть чему друг у друга поучиться.

Еще одна очень большая проблема, на мой взгляд, – финансирование программ реабилитации или граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Система сертификатов на реабилитацию сложная, денежных средств выделяется крайне мало. В нашем центре мы можем предоставить только два бесплатных места для людей, которые хотят встать на путь выздоровления, но не имеют финансовой возможности. К сожалению, это капля в море.

ТеГИ
наркозависимость, излечение, помощь, реабилитация
Поделиться
Похожие новости