Новость общества

Названа главная проблема на пути увеличения товарооборота между Индией и Россией

Названа главная проблема на пути увеличения товарооборота между Индией и Россией

Фото © «Московская газета»

08.10.2023 в 18:37:00
2218

Во времена Советского Союза соотечественники не были избалованы разнообразием импортных товаров. Однако, наверняка, у каждого второго или третьего гражданина на закрытой полке в кухонном шкафу хранились «чай со слоном» и кофе в металлической банке — индийские. Во все времена страна Будды оставалась дружественной. С приходом санкций интерес России к азиатским рынкам снова возрос. Как сегодня обстоят дела с российско-индийским товарооборотом и каковы его перспективы в будущем — выяснила «Московская газета»

«Товарооборот с Индией увеличится в ближайшие годы, — рассказал в беседе с изданием директор компании ДОМАКС Максим Дорофеев. — Товары из Индии не очень широко представлены в России. Сейчас ввозятся лекарства, чай, кофе, текстиль, рис. Импорт из Китая более чем в 20 раз превышает импорт из Индии. Но у Индии большой потенциал и растущая экономика: хорошо развито машиностроение, химическая промышленность, металлургия, IT».

Решена и одна из насущных задач, которая мешала товарному обмену стран: возможность взаиморасчетов российских банков в индийских рупиях уже есть, отметил Дорофеев, но самой крупной проблемой остается логистика.

«Основные маршруты из Индии в Россию — морем через порты Дальнего востока, через Суэцкий канал и Санкт-Петербург или Новороссийск. Это долгий путь, он занимает 1,5-2 месяца. Сейчас ведутся переговоры по расширению международного транспортного коридора «Север-Юг» через Иран и Азербайджан. Это позволит увеличить пропускную способность транспортного коридора и ускорить доставку грузов. После запуска железнодорожного участка «Казвин — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан)» срок доставки грузов из индийского порта Мумбаи до Санкт-Петербурга может составить от 15 до 24 дней», — пояснил эксперт.

По словам председателя Всероссийской организации «Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей» (РАСПП) Виталия Манкевича, в текущем году товарооборот России и Индии растет быстрыми темпами, но в основном за счет эффекта низкой базы, а его основой являются энергоносители.

Эксперт считает, что в 2024-ом году рост товарооборота будет скромнее, но качественнее за счет активного участия малого и среднего бизнеса, а также за счет роста индийского экспорта, который пока минимален.

Сегодня можно уверенно говорить о положительной динамике.

«В июле 2023 года поставки из Индии в Россию выросли более чем вдвое в годовом исчислении — до $123,65 млн, тогда как в июле прошлого года этот показатель составлял $55,65 млн. Думаю, что в 2023 году товарооборот составит около $50 млрд, а в следующем — $65–70 млрд», — отметил Виталий Манкевич.

На российском рынке появится продукция индийского машиностроения, которую Индия продвигает на внешние рынки, — предполагает эксперт: «Индийцы заинтересованы в российском рынке на фоне падения поставок своей продукции этой категории в США и Китай. Представляют также интерес для экспорта фармацевтика, текстиль, продукция агропромышленного комплекса».

Главной проблемой на пути увеличения товарооборота России с Индией председатель РАСПП видит огромный дисбаланс торговли, обозначая неравноценность обмена: «Да, товарооборот между Россией и Индией в январе–июле увеличился до $38,2 млрд — примерно в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Вместе с тем наши поставки выросли на 2,6%, примерно до $36 млрд, то есть на индийский экспорт пришлось чуть более $2 млрд».

Логистические проблемы будут решаться с расширением работы международного транспортного коридора «Север–Юг». Тем более, что тестовые поставки из Мумбаи в Санкт-Петербург прошли успешно. За счет использования китайского юаня частично решается проблема с валютой платежей, уверен Манкевич.

«Между тем остается нерешенным один вопрос: в России, похоже, не слишком хорошо знают, что можно закупать в Индии. Тем более что под боком «мировая фабрика» в лице Китая, который конкурирует с Индией и по многим аспектам имеет преимущества в логистике и в возможности использования многих финансовых инструментов», — отметил эксперт.

Для развития российско-индийской торговли важно сосредоточиться на «знакомстве» сторон, помочь бизнесам устанавливать связи, и в этом им должны помочь министерства и отраслевые ассоциации, — убежден Виталий Манкевич.

«Стереотипы предпринимателей мешают развитию торговли между странами. Если компании нужен зарубежный поставщик, то в первую очередь она начинает искать его в Китае. За многие годы работы появилось множество посредников, облегчающих взаимодействие российских и китайских предпринимателей, в Индии же таких возможностей намного меньше», — заключил директор компании ДОМАКС Максим Дорофеев.

Автор: Светлана Андросова
ТеГИ
индия, россия, товарооборот
Поделиться
Похожие новости