Новость общества

Оформить полис ОСАГО на Дальнем Востоке практически невозможно

Оформить полис ОСАГО на Дальнем Востоке практически невозможно

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

27.08.2021 в 10:46:00
5403

Некоторые страховые компании отказывают в продаже полисов, ссылаясь на «определенные условия» 

Складывается ощущение, что рынок обязательного страхования автогражданской ответственности медленно, но верно движется к гротескной трансформации. С одной стороны, в коронакризис страховые компании несут значительные убытки и стараются снизить риски путем отказа в выдаче полисов ОСАГО или досрочного расторжения договоров со страхователями. С другой стороны, автовладельцы жалуются Банку России на неправомерные, по их мнению, действия страховых компаний (СК), пытаясь при этом ввести в заблуждение последних. И все это происходит на фоне очередного роста цен на страховой полис и ужесточения условий страхования. Сегодня, по словам экспертов, дешевле и проще оплатить штрафы, чем оформлять ОСАГО.

Убыточный ОСАГО

В кризис ОСАГО несет значительные убытки. В частности, об этом заявили аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings. Согласно отчету агентства, что убыточность ОСАГО в первом квартале этого года связана с ростом цен на запчасти, вызванном обменным курсом. Сами страховщики, помимо подорожания запчастей, говорят, что рост убытков ОСАГО связан и с минувшей снежной зимой.

Член Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Дешпет утверждает, что на Дальнем Востоке ситуация принимает критический характер: убыток страховщиков по ОСАГО, согласно некоторым источникам, составляет минус 300%

«Страховщики все чаще жалуются на убыточность ОСАГО. И такая ситуация возникла именно на Дальнем Востоке. Рынок Дальнего Востока никому не интересен. Московские страховые компании вообще отказываются страховать автомобили до 2005 года выпуска. Необходимо разбираться в причинах сложившейся ситуации», — говорит эксперт. 

С другой стороны, вопросов о пользе такой страховке не меньше. 

«Выплаты с учетом амортизации не позволяют покупать новые запчасти и фактически при наступлении страхового случая пострадавший вынужден либо покупать детали БУ, либо доплачивать за новые из «своего кармана». Кроме того, раньше, чтобы получить полис ОСАГО в обязательном порядке требовалось предоставить диагностическую карту. Сейчас это необязательные условия. Однако при наступлении ДТП, если диагностической карты нет, то СК весь выплаченный ущерб предъявит владельцу. Зачем такая страховка, которая не покрывает ущерб и создает сплошные проблемы?» — рассуждает Алексей Дешпет.

Мягко говоря, очень странно выглядит и сама база для начисления страховой премии, это своеобразный «гибрид человека и автомобиля». «Очевидно, что ответственность может нести только водитель, и управлять он может только одним автомобилем, в двух одновременно же не выйдет на дорогу. Так почему надо страховать каждый автомобиль, находящийся в собственности, или вписываться в десяток страховок?» — говорит представитель РО «Деловая Россия» в Приморском крае.

Штрафы – дешевле 

Сегодня в работе ОСАГО внесены ряд изменений. Главное новшество связано с изменением правил расчета коэффициента КБМ. Помимо учета возраста машины, стажа водителя и количества ДТП страховщики будут закладывать в стоимость полиса и количество грубых нарушений ПДД. Повышенные тарифы будут относиться к водителям, лишенным ранее прав за езду в нетрезвом виде, к тем, кого штрафовали за выезд на встречную полосу или за выезд на запрещающий сигнал светофора, тем, кто превышал скорость и так далее. Все это может привести к очередному удорожанию и так недешевого полиса ОСАГО.

Эксперт страховой компании Юрий на условиях анонимности поясняет: «Сейчас страховым компаниям разрешили изменять базовую ставку в определенных пределах. Как правило, в Приморском крае стоит верхняя планка. С накруткой коэффициентов, средний страховой полис стоит в районе 6-8 тысяч рублей. Неопытный водитель заплатит 12-15 тысяч. Если было ДТП размер страховки может составить до 20 тысяч. Самый дорогой полис в практике нашей компании оценивался в 32 тысячи рублей. Если честно, сегодня складывается такая парадоксальная ситуация на рынке страхования, при которой автолюбителю проще платить штрафы за отсутствие страховки, чем заморачиваться с полисом. Пока штрафы невелики — 800 рублей, а со скидкой в первые 20 дней — 400. Если не попадать в ДТП то, судя по всему, дешевле собрать несколько штрафов в году, чем платить за ОСАГО». 

Нечестная игра

Эксперты отмечают, что помимо дороговизны с ОСАГО сегодня связано еще три важных проблемы: во-первых, самостоятельно оформить полис в 2021 году практически невозможно, а во-вторых, некоторые страховые компании манипулируют страховщиками, выкручивая стоимость страховки по максимуму, в то же время, водители сами пытаются снизить стоимость ОСАГО, изменяя данные. Так, по сообщению пресс-службы Дальневосточного ГУ Банка России, количество жалоб от владельцев полисов ОСАГО в первой половине текущего года увеличилось на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 294. Многие заявители сообщают о досрочном расторжении договоров страховщиками или отказы в их заключении.

При этом, как рассказала советник экономический Аппарата Дальневосточного ГУ Банка России Елена Швецова, нередко водители сами виноваты в отказах или расторжении договоров, умышленно занижая мощность автомобиля, округляя показатель в меньшую сторону, неверно указывая цели его использования или не сообщая о смене места жительства: «В таких случаях страховщик имеет право расторгнуть договор и не возвращать страховую премию».

Однако, по ее словам, факты, когда страховые компании расторгают договора неправомерно, в одностороннем порядке, также есть. 

«Страховщик не имеет права отказать в заключении договора обязательного страхования автовладельцу, предоставившему полный пакет документов в соответствии с законом и уплатившему страховую премию. Если водителю отказывают, но он уверен, что это безосновательно, следует направить жалобу в Банк России с подтверждением факта нарушения законодательства», — пояснила Елена Швецова.

Юрий, эксперт страховой компании рассказал о том, как выглядит ситуация с договорами «изнутри» рынка ОСАГО: 

«Сегодня в Приморье сложилась ситуация, когда купить полис ОСАГО очень сложно. Некоторые страховые компании вводят определенные условия и продают страховой полис только в том случае, если автомобиль и водитель попадают под эти регламенты. В остальных случаях страховое обеспечение исключено. Такие жесткие действия основаны на том, что, по мнению страховщиков, регион находится в так называемой «красной зоне» по страховому мошенничеству. В России с 2002 года существует Российский союз автостраховщиков, сокращенно РСА, на площадке которого объединены автостраховые компании, действующие на территории России. Этот Союз решает все вопросы, связанные с автострахованием. Работает это так: человек выбирает страховую компанию, заходит на ее сайт создает там личный кабинет и пытается оформить электронный полис. Если не получается, то страховая компания отправляет его на ресурс Е-Гарантия, это система гарантированного заключения договора ОСАГО в электронном виде. Там якобы есть возможность гарантированно оформить страховку. Проблема в том, что обычному пользователю в тонкостях сервиса очень сложно самостоятельно разобраться: сайт запрашивает массу документов, причем все сопровождается терминологией, с которой человек может быть малознаком. Плюс нередко возникают ошибки с базой данных. Одним словом, через эту систему оформить страховой практически невозможно. В этом случае можно обратиться к страховым агентам, которые работают на этом рынке и предлагают людям услуги по оформлению договора в срок от 1 до 3 рабочих дней. Стоимость такой услуги от 1,5 тысяч рублей. При этом сама цена страхового полиса тоже существенно выросла». 

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
дальний восток, осаго, полис
Поделиться
Похожие новости