Новость общества

Оппозиционная партия Германии приобретает «терновый венец»?

Оппозиционная партия Германии приобретает «терновый венец»?

Фото © «Московская газета»

09.10.2023 в 11:19:00
6136

Партия «Альтернатива для Германии» (АДГ) заявила о возможном покушении на её лидера и сопредседателя Тино Хрупаллу. По одной из версий, на предвыборном мероприятии политика укололи шприцом с неизвестным веществом. «Московская газета» обсудила с экспертами, кто мог напасть на лидера немецкой партии, многие представители которой сочувствуют России. Политическая жизнь в Германии, как выяснилось, насыщенна и местами опасна

В связи с тем, что АДГ в последнее время серьёзно выросла в опросах общественного мнения, за неё готовы проголосовать согласно этим опросам более 20% населения Германии, партия усилила свои позиции в немецком политическом пространстве, рассказал «Московской газете» научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований Артём Соколов.

«Несмотря на то, что она (партия, — прим.авт.) находится в состоянии политического изгоя, вокруг нее стоит политический «санитарный кордон», с ней запрещено сотрудничать, её критикуют СМИ, она остаётся крупнейшей оппозиционной партией Германии, — отметил Артём Соколов. — В данный момент проходят федеральные кампании в немецких землях Бавария и Гессен, и вот на предвыборном мероприятии и произошла непонятная ситуация с сопредседателем АДГ. Вероятность провокации в отношении членов АДГ и даже высшего руководства партии достаточно велика».

Эти провокации могут осуществлять представители как леворадикальных группировок, которые придерживаются принципов открытого террора в отношении политических противников, так и представители немецкого политического мейнстрима и других сил, считает эксперт.

«Атмосфера, которая сложилась вокруг АДГ усилиями медиа, делает насилие в отношении партии легитимным и легальным. Не так давно в Баварии было совершено нападение на одного политика из АДГ, он был избит и был вынужден прекратить своё участие в предвыборной работе. Что касается противников АДГ, в парламентской партии «Левые», членов которой называют «левыми популистами» или «крайне левыми», есть много разных политиков, представителей разных кружков и течений, некоторые из которых не гнушаются подобных методов политической борьбы. Есть и различные леворадикальные мелкие группировки, которые действуют на местном или земельном уровне. Как показали статистические данные, недавно представленные Ведомством по защите Конституции ФРГ, количество людей, которые позиционируют себя как левые экстремисты и готовы к активной политической борьбе, за 2023 год выросло почти на 1000 человек — где-то с 10 до 11 тысяч человек. Этих людей много, они будут использовать возможность реализации своего желания политического насилия, а поскольку главной мишенью для них являются члены партии АДГ, и зачастую такие нападения остаются без должного внимания правоохранительных органов ФРГ, мы увидим и другие подобные акции», — рассказал Артём Соколов.

В составе АДГ, как и в составе каждой политической партии, тоже есть разные крылья и группировки, отметил учёный.

«Там есть люди с сомнительными политическими взглядами националистического толка, поэтому партия полностью находится под наблюдением Ведомства по защите Конституции. Но пока политики этой партии продолжают свою политическую деятельность, это подразумевает, что они остаются в рамках немецкого законодательного поля. Их идеи могут не нравиться, вызывать разные реакции, но коль скоро при таком внимании со стороны правоохранительных органов партия продолжает работу, значит она остаётся в легальном политическом поле», — пояснил эксперт.

О нападении на сопредседателя АДГ Тино Хрупаллу пока можно говорить только в сослагательном наклонении, сказал «Московской газете» замдиректора Института Европы РАН по научной работе, завотделом страновых исследований и руководитель Центра германских исследований Владислав Белов.

«Никаких доказательств, подтвержденных версий нет, есть только предположение, что на Хрупаллу совершено нападение, — отметил Владислав Белов. — Есть предположение, что он получил некий укол. Есть предположение, что то, что нашли на месте происшествия, немцы говорят «игла», мы переводим это как «шприц», имеет отношение к нападению, и т.д. Когда соответствующие следственные органы дадут нам конкретные выводы, подтверждения, заключения из того, что произошло, мы сможем говорить утвердительно. Пока – только предположительно».

Второй сопредседатель партии АДГ Алиса Вайдель несколько дней назад заявила об угрозах в её адрес, рассказал Владислав Белов.

«Она не может принять участие в избирательном митинге и сейчас находится вместе с семьёй на острове Майорка, где прячется или скрывается от возможного нападения. Вообще, на членов партии «Альтернатива для Германии» действительно совершались нападения. По крайней мере, отдельные члены партии получают угрозы в свой адрес, и некие радикальные силы заявляют о том, что будут их преследовать», —сказал собеседник «Московской газеты».

Всё это происходит в преддверии земельных выборов в двух немецких регионах, отметил Владислав Белов.

«В небольшой земле Гессен, где действует партия «Христианский демократический союз» (ХДС), и в одной из ведущих в экономическом отношении немецких земель Бавария, где есть своя собственная партия «Христианско-социальный союз». Соответственно, кто бы ни стоял за теми событиями, которые сейчас происходят вокруг «Альтернативы для Германии», — угрозами в адрес Вайдель или предполагаемым покушением на Хрупалла, — это даст АДГ, на мой взгляд, пару процентных пунктов, потому что, естественно, у сердобольного избирателя, конечно же, в последний момент дрогнет рука, и он спонтанно поставит галочку за обиженного и оскорбленного или униженного и подвергающегося опасности. Есть версия, что «Альтернатива для Германии» сама организовала эти ситуации или создала угрозу руководству своей партии. Если это когда-то выяснится, то уже после выборов. А в России все уже приняли версию о нападении и угрозах, организованных некими политическими оппонентами «АДГ». Лично я занял позицию нейтрального наблюдателя, для которого любая версия имеет право на существование. Но в любом случае, эти события идут на пользу электоральной популярности «Альтернативы» за несколько дней до выборов», — рассказал руководитель Центра германский исследований института Европы РАН.

«Не думаю, что вся эта история приведёт к росту популярности «АДГ», — считает Артём Соколов. — Для определённой части электората партия всегда остаётся политической угрозой, против которой все средства хороши. Скорее всего, «АДГ» уже достигла предела федеральной поддержки в 20% голосов, и вряд ли у неё есть ресурс обогнать в опросах ту же ХДС. Даже если АДГ вдруг станет первой партией в парламенте, никто не будет готов с ней сотрудничать, и сформировать правящую коалицию она не сможет. А если эта «стена» вокруг АДГ сломается, мы будем иметь дело с совершенно другой Германией, о которой я бы пока не решился делать прогнозы. У АДГ есть шансы финишировать на выборах в Бранденбурге и Саксонии в предстоящем году, но пока это их предел».

Можно ли считать АДГ пророссийской партией?

«Она не пророссийская, хотя в ней есть люди, не поддерживающие антироссийскую политику и санкций, — сказал руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. — Они не поддерживают СВО, но одновременно выступают против поставок оружия Украине, призывают найти дипломатические и прочие решения конфликта. Таких персон в партии несколько. В партии АДГ много разумных политиков-консерваторов, много российских немцев, наших бывших граждан, это действительно та партия, которая осмеливается идти против мейнстрима, но есть в ней достаточно мощное праворадикальное крыло. Те люди в АДГ, которые пытались избавиться от этого крыла, из партии уже ушли».

Все ведущие политические силы Германии выступили против предполагаемого нападения на Тино Хруппалу, отметил Владислав Белов.

«Нападение могли осуществить только радикальные силы, которые не присутствуют в истеблишменте и элитах Германии, — считает эксперт. — Это может быть одиночка, вроде одиночки, напавшего на бывшего деятеля партии ХДС, после чего этот политик ездит в инвалидной коляске. Или какие-то экстремистские организации, ячейки».

Надо понимать, что в легальном политическом поле Германии особенно принципиальных расхождений между партиями нет, у всех в программах написаны «демократия, права человека, рабочие места, благосостояние», добавил учёный.

«И все партии обещают, что избиратель будет здоровым, богатым, счастливым. И все партии говорят, что именно их решения приведут к этому. Разница только в отношении к конкретным вопросам. «Зеленые» – пожалуйста, за однополые браки. Консерваторы, «Альтернатива» – нет, никаких однополых браков. Понятно, что гендерные вопросы не являются основными. Основные вопросы: вы хотите есть, хотите хорошо отдыхать, хотите безопасности, не хотите преступности и т.д. Левые партии более близки к социальным, демократическим вопросам, «Зелёные» – к вопросам климата и экологии. У каждой партии есть свои выпуклые стороны. Но у всех в знаменателе – конкретный избиратель, за голоса которого идёт борьба. А что обещать избирателю? Что он будет голодным, что он будет воевать? Нет, что у него будет мир и достаток. Все партии обещают одно и то же: «будьте с нами, мы вас сделаем счастливыми», — заключил директор Центра германских исследований Института Европы РАН.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
германия, адг, партия, покушение
Поделиться
Похожие новости