Отношение властей к личным авто остаётся двояким. К 2035 году граждан хотят пересадить на общественный транспорт
В то же время российский автопарк нуждается в обновлении уже сегодня
В министерство труда и соцзащиты России поступило интересное предложение ввести для граждан налоговый вычет по НДФЛ при покупке новых автомобилей.
Инициатива озвучена руководителем Института изучения проблем современной политики Антоном Орловым и предполагает возвращать россиянам 13% с сумм до миллиона рублей, т.е. до 130000 рублей.
В письме министру труда Антону Котякову эксперт напомнил, что в России в течение жизни гражданин имеет право 1 раз воспользоваться налоговым вычетом при покупке недвижимости, вернув себе до 260 тыс. рублей, однако для покупки личных авто такой нормы не предусмотрено.
Между тем, автомобили также имеют большое значение для многих граждан, в том числе пенсионеров и многодетных семей. «В связи с этим прошу Вас оценить целесообразность введения такого налогового вычета на сумму до одного миллиона рублей при приобретении личного транспортного средства, которым гражданин сможет единожды воспользоваться в течение жизни и вернуть до 130 тысяч рублей», — резюмирует Орлов в своём обращении. Он замечает, что такая мера стала бы значимым материальным подспорьем в покупке новых машин.
Идея в действительности выглядит весьма актуальной, учитывая, что в России в последнее время сильно разогналась инфляция, а вместе с ней растут и цены на новые авто. Росстат недавно опубликовал статистические данные, согласно которым цены на отечественные автомобили за 2021 год выросли примерно на 19%, на зарубежные – на 14,3%. Аналитическое агентство «Автостат» и вовсе оценило рост цен в среднем на 23%, и это только стоимость, рекомендованная производителями, без учёта дилерских накруток, которые нередко могут достигать ещё половины от изначальной цены автомобиля. Глава Минпромторга Денис Мантуров ожидает, что в следующем году цены на авто продолжат расти, хотя и более медленными темпами.
Эксперты в области авторынка и транспортной отрасли в основном позитивно оценивают предложенное нововведение о налоговом вычете. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков не видит убытков для государства в случае внедрения этого механизма. Он напомнил, что потерянные от вычета средства вернутся в бюджет в виде других налогов, которые пойдут от расширения производства автомобилей в России на фоне повышенного спроса. «У нас львиная доля автомобилей, которые продаются на российском рынке, особенно недорогие, — это всё машины российской сборки. Разной степени локализации, но тем не менее всё-таки машины, которые выпускаются здесь», — подчеркнул Кадаков. Таким образом, налоговый вычет при покупке авто простимулировал бы увеличения выпуска автомобилей в России, что, безусловно, в целом хорошо скажется на нашей экономике.
Другие плюсы инициативы отметил партнёр «Автостата» Игорь Моржаретто. Эксперт напомнил, что российский парк личных автомобилей достаточно старый и нуждается в достаточно быстром обновлении. Налоговый вычет при покупке новых авто расширит категорию людей, которые задумаются о таком приобретении.
«Идея неплохая еще в том аспекте, что у нас очень старый автомобильный парк. У нас средний возраст машин составляет почти 14 лет, каким-то образом надо стимулировать людей на покупку автомобиля. Для этого будут, надеюсь, льготные автокредиты возрождены через какое-то время, налоговый вычет в этом смысле здорово бы тоже помогал», — сказал Игорь Моржаретто.
Отметим, что в некоторых европейских странах автопарк ещё старше. Например, в Хорватии и Чехии средний возраст автомобилей приближается к 15 годам. Но в целом по Европе автомобили несколько моложе российских – 11,5 лет. При этом нельзя забывать, что значимыми факторами является не только возраст, но и качество самих автомобилей, условия эксплуатации и техобслуживания. Большое количество позднесоветских и постсоветских отечественных машин, не отличающихся безупречным техническим состоянием, сложный климат, плохие дороги и не всегда ответственное отношение автовладельцев к обслуживанию своих «железных коней» вместе формируют нерадостную картину и дают понять, что обновление автомобилей россиянам действительно очень не помешало бы.
Между тем, ситуация со льготными автокредитами, которые упомянул Моржаретто, остаётся сложной и неопределённой.
В начале года стало известно, что программа, в рамках которой выдавались государственные субсидии на кредиты при покупке новых отечественных автомобилей, приостановлена из-за недостаточного бюджетного финансирования. Государство недоплатило банкам, участвовавшим в программе, несколько миллиардов рублей, поэтому выдача льготных займов была временно прекращена. Насколько растянутся перебои – неизвестно, а введение ещё и налогового вычета выглядит достаточно сомнительным.
Недавно в Сети бурно обсуждалась новая транспортная стратегия, которая описывает планы государства на транспортную политику до 2035 года. В документе говорится, что правительство намерено в ближайшие полтора десятилетия пересадить абсолютное большинство пользователей личных автомобилей на общественный транспорт. Этот сценарий называется безальтернативным в связи с борьбой за улучшение экологической ситуации. Авторы стратегии убеждены, что проблему нельзя решить даже обновлением парка более экологичными машинами, поскольку большая часть вредных веществ выделяется при стирании дорожного полотна и деталей автомобилей. Поэтому предполагается постепенное введение ограничений на использование автотранспорта с высоким уровнем шума, большими объёмами вредных выбросов и другие меры стимулирования к переходу на пользование преимущественно общественным транспортом.
Вряд ли можно рассчитывать, что при таких планах будут реализовываться долгосрочные программы по увеличению спроса на частные авто. Впрочем, реакции Минтруда на письмо господина Орлова мы ещё не знаем. Хотя нет особой надежды, что она будет положительной, возможно ведомство будет прорабатывать другие, более кратковременные механизмы для подъёма спроса на автомобили. Ведь поддержка любого производства в ходе ещё незавершённого коронакризиса пойдёт на пользу экономике в целом и благополучию граждан, как покупающих автомобили, так и работающих на автозаводах.
-
Дискуссии о необходимости перехода москвичей на общественный транспорт и велосипеды не затихают02.10.2020 в 13:09:002688
-
Однако общие транспортные тренды в Москве, по данным экспертов, после снятия ограничительных мер радикально не изменятся...21.05.2020 в 16:40:004054
-
Цифровые пропуска при этом оформляет все большее количество жителей столицы и Подмосковья23.04.2020 в 17:38:006223
-
Соответствующее постановление подписал мэр Москвы Сергей Собянин.21.12.2018 в 19:50:004107
-
В Минтрансе рассматривают идею ввода «плавающих» тарифов на проезд в общественном транспорте путем снижения ...25.10.2018 в 14:38:004837
-
С 22 мая по 2 июля болельщики и волонтёры Кубка Конфедераций FIFA 2017, а также лица, получившие аккредитацию FIFA, сове...04.07.2017 в 13:03:002867