Новость общества

Почему президенты выбирают Cadillac

Почему президенты выбирают Cadillac

Фото © «Московская газета» / Фото в тексте: Роман Морозов

27.08.2025 в 20:26:00
125

Мировой бренд с историей: почему Cadillac стал знаменитым

В августе 2025 года американскому автомобильному бренду Cadillac исполнилось 123 года. Марка присутствует на рынке с 1902 года и в течение долгих десятилетий оставалась символом роскоши и технического прогресса. Ко дню рождения Cadillac эксперты «Авито Авто» опубликовали подборку из трёх наиболее интересных, на их взгляд, моделей, представляющих разные периоды развития компании и доступных сегодня к покупке в России. В ТОП-3 вошли Cadillac Deville 1964 года выпуска, оснащённый огромным даже по американским меркам 7-литровым двигателем V8, люксовое купе CTS 2011 года и знаменитый внедорожник Escalade. Все эти модели оставили след не только в истории автопрома, но и в кинематографе. Например, Cadillac CTS поучаствовал в яркой сцене погони в фильме «Матрица: Перезагрузка». 

Как развивалась история марки, какое место она занимает на современном автомобильном рынке и что значит имя Cadillac для ценителей автотехники — в материале «Московской газеты».

Немного истории Cadillac

Компания Cadillac была основана в 1902 году талантливым инженером Генри Мартином Лиландом в Детройте. Своё имя она получила в честь основателя города – Антуана де ла Мот Кадильяка. В те годы в Европе и США появлялись и зачастую быстро исчезали десятки автостроительных компаний, однако фирме Cadillac суждено было закрепиться на рынке и вскоре стать законодателем автомобильной моды. В Cadillac впервые были применены и многие технические инновации. В 1908 году Лиланд впервые продемонстрировал настолько высокое качество производства деталей, что их можно было без дополнительной подгонки переставлять с одного автомобиля на другой. Именно после этого события на эмблеме Cadillac появился слоган «Standard of the world» (мировой стандарт). В 1912 году на автомобилях Cadillac впервые в мире появились электрическое освещение и электростартер. Последнее изобретение было особенно полезным, поскольку запуск двигателя с помощью пусковой рукоятки требовал больших физических усилий и был небезопасен для водителя. В 1915 году компания внедрила двигатели V8, ставшие самыми популярными в США. В 1926 году на «Кадиллаки» стали устанавливать коробку передач с синхронизаторами, что значительно облегчило управление автомобилем. Позднее на моделях Cadillac появились такие технические новшества, как полностью автоматическая коробка передач, кондиционер и автоматический климат-контроль, усилитель руля и травмобезопасное лобовое стекло. Одной из последних инноваций стала система отключения части цилиндров двигателя в спокойных режимах езды. Она появилась в 1981 году и впоследствии использовалась некоторыми производителями для снижения расхода топлива. Её популярность закономерно сошла на нет по мере появления гибридных и полностью электрических автомобилей, но свой вклад в повышение экологичности транспорта она всё-таки внесла.

Ещё в 1909 году компания вошла в состав корпорации General Motors и до сих пор является её люксовым подразделением. В довоенный период Cadillac выпускал самые престижные, богато оснащённые и технически продвинутые автомобили на американском рынке. Вершиной продуктовой линейки стал Cadillac V16 – единственный в мире серийный легковой автомобиль с 16-цилиндровым двигателем. Попытки выпустить аналогичные модели предприняли и другие американские автопроизводители, но только Cadillac смог наладить серийное производство и продавал модель в течение 10 лет – с 1930 по 1940 год. Причём продажи V16 не приносили компании прибыли, поскольку даже очень высокая стоимость не покрывала расходов на её производство. Однако даже в условиях Великой депрессии у компании хватило ресурсов, чтобы поддерживать этот статусный проект, выделяющий Cadillac среди конкурентов.

Вторая мировая война стала единственным периодом, когда Cadillac временно прекратил выпуск легковых автомобилей. За 55 дней заводы перестроились на выпуск танков и вернулись к своей обычной продукции только в 1946 году. 1950-е и 1960-е годы называют «золотым веком» Cadillac. Под этой маркой сначала выпускались автомобили в аэростиле, отличавшиеся большим количеством хромированных элементов и характерными «плавниками» в задней части. К середине 1960-х в моду вошёл прямолинейный дизайн, но Cadillac по-прежнему оставались такими же большими, мощными и комфортабельными. 

На автомобилях этой марки предпочитали ездить актриса Марлен Дитрих, певцы Фрэнк Синатра и Элвис Пресли, художник Сальвадор Дали и многие другие знаменитости, а также политики и бизнесмены.

И только топливный кризис, наступивший после 1973 года, пошатнул позиции бренда. Инженерам пришлось снижать объём и мощность двигателей, уменьшать размеры автомобилей и искать другие способы для экономии топлива. Cadillac стало сложнее конкурировать с производителями престижных автомобилей из Европы и Японии, такими как Mercedes-Benz, BMW или Lexus. Из исключительного автомобиля и символа «американской мечты» Cadillac превратился лишь в одного из представителей люксового сегмента. Но марка осталась на рынке и по-прежнему отличается высокими стандартами комфорта и качества.

Современное состояние

В начале XXI века Cadillac смог избежать судьбы некоторых других подразделений General Motors, которые стали жертвой оптимизации. В рамках сокращения продуктовой линейки корпорация отказалась от таких брендов, как Pontiac, Oldsmobile и Saturn, однако Cadillac остался на рынке и даже смог преодолеть сложности с качеством сборки и технической надёжностью. Основой новой стратегии компании стала философия Art&Science. Она предполагала применение дизайна, сочетающего футуристичность и строгие прямые линии с элементами как классических американских, так и европейских традиций автомобилестроения. Чтобы привлечь более широкую, в том числе молодую аудиторию, и не ограничиваться американским рынком, Cadillac начал осваивать новые для себя сегменты. Появились более компактные премиум-седаны, родоначальником которых ещё в 1990-е был Seville, а дальнейшим развитием стали модели BLS и ATS. Под брендом Cadillac выпускаются и вошедшие в моду с начала 2000-х SUV. Сегодня они представлены в широком диапазоне от компактных кроссоверов XT4 до полноразмерного внедорожника Escalade. Компания получила опыт производства спортивных автомобилей вроде родстера XLR, хотя эксперимент и нельзя назвать успешным с коммерческой точки зрения. В ассортименте остаются и классические полноразмерные седаны. В новой трёхбуквенной классификации модели их назвали DTS, а затем XTS.

Важным направлением развития марки стало продвижение на рынок электромобилей. Первый серийный электрокар LYRIQ появился позднее многих конкурентов — лишь в 2020 году. По отзывам журналистов, он отличается большим запасом хода, роскошным оснащением и обилием электронных ассистентов. Накануне Cadillac представил свой очередной концепт Elevated Velocity, который можно назвать «демонстрацией будущего». По заверению производителя, купе-кроссовер с электромотором и ярким дизайном должен сочетать характеристики автомобиля для хороших дорог и бездорожья. Глава Cadillac в 2021 году утверждал, что «к 2030 году компания полностью откажется от бензиновых моделей». (Позже Cadillac передумал отказываться от бензиновых машин— прим.ред). Компания выполняет ещё одну важную миссию – поставляет автомобили для президента США. Как и многие главы государства до него, действующий президент Дональд Трамп передвигается на Cadillac, который оборудован мощной бронёй, спецсвязью и другими необходимыми атрибутами «первого автомобиля Америки». Всё это показывает, что компания по-прежнему готова следовать современным трендам и даже пытается задавать вектор будущего развития автомобилей.

Основной рынок Cadillac

Хотя основным рынком для Cadillac остаются США, автомобили продаются в Канаде, Китае и Евросоюзе. Официально Cadillac представлен более чем в 50 странах и продолжает расширять географию своего присутствия. Определённым спросом американский люкс пользовался и в России. Ещё в гараже генсека КПСС Леонида Брежнева были представлены два автомобиля этой марки, а официальные продажи в РФ начались сразу после перехода к рыночной экономике и открытия границ – в 1991 году. В 2021 году пресс-служба Cadillac отчиталась о рекордных продажах за всю историю присутствия на российском рынке. По итогам года удалось реализовать 2377 автомобилей – рост составил 67%. Однако эта локальная история успеха продолжения, к сожалению, не получила. На фоне событий 2022 года корпорация General Motors полностью прекратила продажи своих автомобилей в России. Сейчас машину с гербом основателя Детройта на решётке радиатора можно привезти только по параллельному импорту с соответствующей наценкой.

Актуальны по сей день

Роман Морозов — владелец коллекцией ретроавтомобилей — рассказал, в чём для него лично заключается особенность и легендарность марки Cadillac. 

«Впервые я узнал о «Кадиллаке» из книги «Золотой телёнок». Там главные герои помогали американцам, которые, если не ошибаюсь, передвигались как раз на «Кадиллаке». Я стал читать про эту марку и понял, что эти автомобили всегда были предназначены для обеспеченных людей. А если для обеспеченных людей, значит они всегда были самыми красивыми, самыми высокотехнологичными. «Кадиллак» для США – примерно то же самое, что «Роллс-Ройс» для Великобритании», — отметил Роман Морозов. 

По словам собеседника, в его коллекции два раритетных Cadillac, и эти автомобили в определённом смысле до сих пор актуальны. 

«Актуальность этих машин заключается не в том, чтобы использовать их для повседневных поездок. Они громоздкие, парковаться в городе неудобно. Они не соответствуют современным требованиям по безопасности и экологичности. Но актуальность Cadillac – в другом. Это произведения искусства, очень красивое напоминание об ушедшей эпохе автомобилестроения. Находясь за рулём такой машины или просто касаясь её, можно погрузиться в мир середины XX века. Я бы, конечно, с удовольствием пополнил свою коллекцию моделями Cadillac, например, Cadillac Eldorado 1959 года или кабриолетом Cadillac Deville 1940-х годов. Огромные плавники, множество хромированных деталей, плавные обводы кузова – всё это очень красиво», — рассказал коллекционер «Московской газете».

Говоря о наиболее интересных современных моделях Cadillac, Роман Морозов упомянул люксовый внедорожник Escalade. 

«Конечно, если выбирать лучший внедорожник в мире, Escalade, возможно, и не попал бы в их число. Но если мне предложили бы выбрать между Escalade и Chevrolet Tahoe, я бы выбрал Cadillac. Хотя техническая начинка у них почти идентична. Cadillac мощнее, красивее, у него более богатая комплектация, да и само имя «Кадиллак» немало значит. Недаром именно эту марку выбирают американские президенты. Конечно, их авто имеют мало общего с серийными машинами, так как они должны соответствовать ряду требований. Для президентского гаража автомобили выпускают всего в нескольких экземпляров и с особым тщанием. Но марка Cadillac остаётся наиболее понятной американцам как символ высокого статуса, и, наверное, когда на этой машине ездит президент США, это внушает гражданам толику спокойствия», — заключил эксперт.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Cadillac, автомобиль, история, американская мечта
Поделиться
Похожие новости