Новость общества

Поладят ли с «ЛАДами» приморские таксисты

Поладят ли с «ЛАДами» приморские таксисты

Фото © «Московская газета»

06.06.2025 в 11:19:00
177

Закон о локализации такси обсуждают в Приморском крае

Недавнее решение российского правительства превратить отечественный рынок такси в испытательный полигон стало поводом для серьезных размышлений. Новый закон о локализации автомобилей такси, принятый Госдумой 13 мая, обязывает всех участников рынка использовать автомобили с высокой долей российских комплектующих, начиная с марта 2026 года. Для некоторых регионов, предусмотрено временное послабление: до 2030 года на Дальнем Востоке. Однако ситуация выглядит достаточно непростой.

Что изменится для таксистов и пассажиров 

О чем идет речь? Согласно закону, теперь каждое транспортное средство, используемое в службах такси, должно быть либо полностью собрано внутри страны, либо соответствовать условиям специального инвестиционного контракта (СПИК). Иными словами, водителю такси придется забыть о японских «праворульках», немецких седанах и корейских хэтчбеках, привыкнув к российским моделям, таким как Lada Granta, Vesta, Lada Aura. 

Однако столь радикальные меры вызвали неоднозначную реакцию экспертного сообщества и представителей отрасли. Многие эксперты считают, что введение такого рода ограничений приведет к ряду негативных последствий, включая повышение цен на услуги такси, затруднению с обновлением автопарка и снижению общего уровня комфорта пассажиров. 

Меняем «Toyota» на «Lada»?

Отдельное внимание следует уделить ситуации в регионах. Примером тому служит Приморье, традиционно ориентированное на подержанные японские автомобили. По состоянию на февраль 2025 года почти половину всего автопарка региона (46,7 %) составляют автомобили Toyota.

Здесь проблема усугубляется тем, что местные жители привыкли к машинам высокой надежности и низкого расхода топлива, которыми славятся азиатские производители. Переход на российские модели может стать проблемой, поскольку предлагаемые альтернативы часто уступают по качеству и комфорту привычным для жителей Приморья автомобилям.

«Жигули – диковинка для приморских дорог», — говорит таксист Олег Ким. По его словам, цены поездки такси на машине марки Lada Aura взлетят из-за большого расхода топлива».

На юге Дальнего Востока по дорогам ездят преимущественно автомобили с правым рулем. Попытка запретить «праворульные» авто с уже предпринималась сравнительно недавно. 

«Бесспорно, машины с левым рулем безопаснее», — говорит водитель с почти 50-летним стажем Вячеслав Каленов. — При обгоне водители праворульного авто вынуждены долго «прицеливаться», особенно, если впереди идет фура. Рискует пассажир слева, а не водитель». 

Многолетняя практика в качестве личного водителя руководителей предприятий позволяет Вячеславу сравнить отечественную машину, например, легендарную «Волгу» и японский автомобиль: «Обычная, не люксовая, машина из Японии не требует к себе столь пристального внимания, как отечественная. В ней надо только масло вовремя менять и топливо заливать».

Несмотря на критику правительство видит в новом законе положительные моменты. Во-первых, это поддержка отечественного производителя, ведь спрос на российские автомобили резко возрастет. 

«А как еще защитить отечественного производителя? По-моему, если российские автомобили будут более качественными, то они смогут завоевать приморский авторынок», — считает водитель маршрутного такси Александр Мальцев.

Во-вторых, законопроект обещает увеличить занятость населения, особенно в регионах, где локализовано производство. 

«Конечно, инициатива правительства о внедрении автомобилей российского производства на рынок такси понятна, рациональна, стратегическая. Развитие отечественного автопрома, рост смежных предприятий, производств, появление новых рабочих мест у нас в стране – значимые для России цели», — оценил нововведение в законодательство автоэксперт, директор автосервиса «Белизар» Артём Макеев.

Но здесь возникает закономерный вопрос: насколько данная инициатива оправдана экономически для Дальнего Востока?

Артём Макеев призывает подходить к вопросу вдумчиво: «На западе России отечественных автомобилей достаточное количество, там и сервисы, и развитый рынок запчастей. Заводы-производители находятся рядом. А на Дальнем Востоке — наоборот. С тех пор, как Владивосток стал открытым портом, здесь доминируют японские марки автомобилей — они качественные, надёжные, красивые, удобные, современные, долговечные. Преимущество «японцев» перед отечественными в ремонтопригодности, в плане технического обслуживания». Немаловажное значение, по мнению автоэксперта, имеет разнообразие моделей и большой выбор классов японских автомобилей.

«Японский автопром из-за санкций переживает не лучшие времена, — отметила генеральный директор компании по импорту авто ООО «Карлайк» Татьяна Заруцкая. — Марки японских автомобилей уже либо выкупили китайские компании, либо они собираются в Китае, например, Toyota, Nissan, Honda». 

Для китайского автопрома включат «зелёный»

В списке годных для такси автомобилей оказались китайские бренды, локализованных на российских мощностях: Haval Jolion, Haval F7 и F7x, Kaiyi E5 и BAIC U5 Plus. 

«Китайские машины вполне могут заменить японские в качестве такси во Владивостоке, — сказала Татьяна Заруцкая. — Такие марки как Chery и Haval уже давно на нашем рынке и есть официальные дилеры. Они привлекают покупателей гарантиями обслуживания и возможностью покупки в кредит». 

Надо понимать, что автомобили, которые производят для нашего рынка и рынка Европы, к сожалению, по качеству могут оказаться хуже, чем для внутреннего рынка Китая, указала собеседница на особенность авторынка КНР.

«К китайским автомобилям я бы отнёсся, с осторожностью, потому что китайские автопроизводители сейчас стали мировыми лидерами в производстве авто, — отметил автоэксперт Артём Макеев. — Компании из КНР могут себе позволить демпинговать. Им по силам закрыть потребности рынка отечественных автомобилей на 100%, поэтому для них нам нужно вводить определённые условия входа».

Насколько прописанные в законе автомобили для такси впишутся в особенности рельефа Приморья? 

С техническими характеристиками познакомил руководитель отдела продаж компании по импорту автомобилей ООО «Карлайк» Вячеслав Заруцкий: «Большая часть китайского автопрома предполагает турбированный мотор. Мы понимаем прекрасно, что любая сопочка — это лишняя нагрузка на турбину и проблемы в плане дальнейшего обслуживания. То есть, ресурс автомобиля сам по себе просто падает. Японские автомобили на гибридной установке или на атмосферном двигателе просто едут и все. Нагрузка на двигатель «японца» сопоставима с нагрузкой на двигатель и турбину «китайца». Турбина — это агрегат, который зачастую намного чаще выходит из строя, чем в ДВС. Есть несколько видов двигателей у китайских «легковушек»: электротяга, турбомотор, либо гибридная установка. Последняя тяжела в обслуживании. Не каждый мастер возьмется за обслуживание высоковольтовой батареи. На Prius или Aqua в Приморском крае найти ту же самую ВВБ гораздо проще и легче, чем заказывать из Китая. Вопрос стоит и в безопасности доставки. По технической части «китайцев» тяжело что-то сказать в плане долговечности». 

Экономичность — особенно ценимое качество машин для Приморья. Сравнивая по расходу топлива российские и китайские авто с японскими гидридами Prius или Aqua Вячеслав Заруцкий отметил, что гибриды будут экономичнее. Строго говоря, среди отечественных автомобилей нет «малолитражек», к которым так лежит душа приморских таксистов. 

«Другая характеристика автомобилей, которую отмечают участники авторынка — цена автомобилей, используемых в такси. Российские марки, такие как Lada Vesta или Granta, по цене сопоставимы с китайскими, но уступают им по набору опций. Приморцам выгоднее за те же деньги, что стоит новый российский автомобиль, пригнать из Китая более технологичный и оснащенный, например, Geely Monjara» — поделился Вячеслав Заруцкий.

Встает дилемма

В какую сумму выльются нововведения? В аналитическом центре при правительстве РФ подсчитали, что замена автомобилей в такси обернется для сферы пассажироперевозок в сумму 289 млрд рублей выпадающих доходов. Чтобы понять риски «Закона об обязательном уровне локализации производства автомобилей такси» необходимо обратится к истории аналогичных решений. Например, запрет импорта автомобилей из Японии в середине нулевых привел к росту нелегальных схем доставки и увеличению стоимости поддержанных авто. Эксперты уверены, что нынешняя мера может станет катализатором появления новых серых схем ввоза иностранных автомобилей и дальнейшего роста цен на рынке такси.

«Ввоз китайских автомобилей не должен быть бездумным и беспрепятственным на территорию РФ», — считает автоэксперт Артём Макеев. Он предлагает задуматься о чёткой государственной политике, нацеленной, прежде всего на отечественный автопром, на российские научные изыскания, разработки в этой области. 

«А китайским автопромом можно перекрывать текущие потребности, пока планомерно не будет проведена 100% российская локализация», — внес предложение автоэксперт.

Артём Макеев видит смысл в постепенном переходном периоде для Дальнего Востока, растянувшемся на 5-7 лет: «В начале можно стимулировать водителей, собственников автомобилей, покупать российский автопром через различные системы мотивации, господдержки. А чтобы таксистам выгоднее было пересаживаться на отечественные автомобили, стоит пригласить к участию в программе агрегаторов. У нас наиболее крупные агрегаторы такси — это «Яндекс» и «Максим». Хорошо бы ввести пониженную комиссию для владельцев отечественных автомобилей или китайских, российской сборки. В качестве мотивации со стороны агрегаторов при поддержке государства постепенно вводить баллы, бонусы, льготы».

Введение закона о локализации такси, по мнению представителя «Яндекс Такси» и оценкам сервиса, в Сибири и на Дальнем Востоке работы в такси лишиться 70–90% водителей, которые в статусе самозанятых осуществляют услуги на личном транспорте.

Встает дилемма: как обеспечить поддержку отечественной промышленности, не ухудшая качество жизни граждан? Ответ кроется в тщательном анализе сложившейся ситуации и разработке адекватных мер поддержки как производителей, так и потребителей. Возможно, стоило бы рассмотреть возможность постепенной адаптации рынка путем предоставления льгот и субсидий производителям качественных автомобилей, позволяющих постепенно замещать импортные аналоги без резких скачков цен и снижения уровня сервиса

В конечном итоге, российский потребитель заслуживает достойного выбора между иностранными брендами и российскими производителями, причем выбор этот должен базироваться не на административных ограничениях, а на реальных характеристиках автомобилей и рыночных условиях. Иначе рискуем оказаться в ситуации, когда новый автомобиль превратится в новую игрушку, а пассажиры останутся заложниками нововведений.

Автор: Людмила Щуковская
ТеГИ
Приморье, такси, локализация, закон
Поделиться
Похожие новости