Новость общества

Поставки российского «теневого флота» в США вышли из тени?

Поставки российского «теневого флота» в США вышли из тени?

Фото: Егор Алеев / ТАСС

12.01.2024 в 15:25:00
1448

Весьма незначительное количество российской нефти поступило в 2023 году в США вопреки эмбарго, что отразилось в американской таможенной статистике. «Московская газета» неоднократно писала о том, как в условиях всевозможных санкций «теневой флот» контролируемых Россией судов помогает осуществлять в рамках закона поставки российской нефти. Похоже, даже в страны Запада

Как рассказал «Московской газете» экономист Сергей Хестанов, западная компания-трейдер иногда может из соображений стоимости поставки и длины маршрута поставить в США нефть, теоретически имеющую российское происхождение. Но тут, если вдуматься, разница между теневой и нетеневой поставкой стирается.

В октябре 2023 года Соединенные Штаты приобрели 36,8 тыс. баррелей российской нефти на сумму 2,7 млн долларов, а в ноябре – 9,9 тыс. баррелей на сумму 750 тыс. долларов по ценам, значительно выше ценового потолка на российскую нефть, сообщила Lenta, ссылаясь на данные американской таможенной статистики.

После ввода в действие санкций российские компании не осуществляют реализацию нефти непосредственно в США, сказала «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова.

«При оформлении отгрузочных документов в российских морских портах указывается страна первичного назначения. Далее российская нефть может быть вовлечена международными трейдерами (без участия российских компаний) в глобальные цепочки поставок и, в частности, быть направлена в США. Представленная в СМИ таможенная статистика может подтверждать лишь отсутствие достаточного контроля за исполнением собственных санкционных ограничений непосредственно со стороны США», — отметила Тамара Сафонова.

Как рассказал «Московской газете» источник, связанный с нефтегазовым сектором, 36,8 тыс. баррелей – это весьма маленький объём поставок. По словам источника, этот объём сопоставим с двумя партиями нефти по 80 тыс. тонн, которые отгружаются из Новороссийска в Турцию, Китай, Индию, Мьянму, Болгарию. При этом из Новороссийска отгружается ещё и казахстанская нефть, часть российско-казахстанской смеси попадает в Италию, откуда идёт, в частности, в Грузию, пояснил собеседник издания.

«Могу сказать только то, что обращения по танкерам в направлении США у нас есть, и идет их периодическая ротация, — рассказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» (Санкт-Петербург) Кирилл Маслов. — Что-то большее сложно сказать, так как это вопрос оценки закупок нефти, ее стоимости и пр. В этой ситуации превалирует экономико-политический аспект».

Судя по очень небольшим объёмам поставок нефти, отражённых американской таможенной статистикой, это была чисто техническая операция, сказал «Московской газете» экономист Сергей Хестанов.

«Мировой рынок нефти достаточно глобален, на нём наблюдается чёткая специализация. Есть производители, есть трейдеры, и для трейдеров из соображений логистики иногда выгоднее купить нефть в определённом месте. То есть, в ряде случаев нефть заметно дешевле доставлять из России, чем, например, из США. В этом случае трейдер купит российскую нефть», — сказал Сергей Хестанов.

Несмотря на эмбарго и санкции?

«Трейдер и потребитель нефти могут находиться в разных странах с разным правовым режимом и т.д., — пояснил экономист. — Множество нефтетрейдеров базируется в Швейцарии. Я приведу пример, который приводил много раз: когда «Газпром» поставил небольшой объём СПГ в Калининград. При этом «Газпром» поставил газ западному нефтетрейдеру, а потом из Роттердама подошёл газовый танкер какой-то западной компании и слил это небольшое количество газа в Калининград. Потому что это было близко, а гонять танкер «Газпрома» в Калининград, огибая Скандинавию, нерационально. Так называемые «своповые» поставки весьма распространены на рынке СПГ и на рынке нефти. Нефть – относительно дешёвый товар, единица веса и объёма стоит относительно недорого. Поэтом стоимость транспортировки такого товара, длина и удобство логистического маршрута имеют большое значение».

То есть, швейцарский трейдер мог отправить на своих танкерах российскую нефть в США?

«Крупные суда, как правило, регистрируются в юрисдикции с удобным флагом – там, где низкие налоги, — говорит Сергей Хестанов. — В государствах вроде Науру в Тихом океана или Белиза в Латинской Америке или других странах, которые во многом зарабатывают выдачей подобных разрешений на регистрацию. Но между глобальным трейдером и поставщиком, скорее всего, была ещё какая-то небольшая компания-прокладка. Специализированная компания. Скорее всего, это небольшая малоизвестная фирма. Торговля вообще сегментирована сложным образом. Производители не занимаются торговлей. Есть компании, покупающие товар крупным оптом. А есть просто компании, закачивающие нефть в танкер. В прошлые времена были компании-таможенные брокеры, которые профессионально оформляли весь процесс экспорта».

Скорее всего, поступившая в США нефть де-юре не была российской, заметил экономист.

«Право собственности на нефть, как правило, меняется, когда она попадает на судно, принадлежащее другой стране. Поставщик мог быть даже неизвестен заказчику», — сказал Сергей Хестанов.

Швейцарский трейдер, отправляющий на танкерах, зарегистрированных в какой-нибудь стране третьего мира, российскую нефть в США при посредничестве небольшой малоизвестной компании-посредника, это ли не схема для теневых поставок, о которых много говорилось в прошлые годы?

«Поставки «теневого флота» вряд ли будут отражаться в американской таможенной статистике. Но я бы не исключал вариант, что описанная нами цепочка может быть механизмом осуществления этих самых теневых поставок. Возможно, в этом случае произошла утечка информации. В таких схемах информацией владеют десятки людей, и где-то может произойти утечка», — заключил Сергей Хестанов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нефть, США, Россия, поставки
Поделиться
Похожие новости