«Преемника Ту-154 все еще ждут». Легендарная «тушка» завершила полеты на гражданских линиях
Единственный оставшийся гражданский Ту-154 в России совершил свой последний полет.
Борт компании «Алроса» доставил 140 пассажиров из якутского города Мирный в Новосибирск.
Как отметил гендиректор компании Андрей Гулов, у данного борта заканчивается действие сертификата летной годности. За последние 18 лет он налетал почти 27,5 тыс. часов. Всего же предельный срок эксплуатации Ту-154 составляет 30 лет и 35 тысяч летных часов.
Эксперт авиации, генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак рассказал «Московской газете», что из отечественного авиастроения может прийти на смену легендарной «тушке».
«В коммерческой авиации Ту-154 массово не эксплуатируют уже давно. Особенно активно от них начали отказываться в 2008 году – в период экономического кризиса. И в целом эта ниша среднемагистральных воздушных судов у крупных отечественных авиакомпаний уже давно была закрыта за счет иностранных самолетов. Так что «тушки» в небольшом количестве летали в некоторых экзотических местах просто потому, что они там оставались. Хотя, конечно, в современных условиях они не только устарели морально, но еще и их использование экономически невыгодно, так как Ту потребляет горючего во много раз больше своих иностранные аналогов.
Тем не менее, в нашей гражданской авиации это была целая эпоха и в 80-х годах Ту-154 был самым распространённым самолётом, использующимся в Советском Союзе. У него непростая история появления. Самолет не сразу был принят в эксплуатацию. Ему даже меняли крыло после выпуска первой партии, потом усовершенствовали двигатель. А представители авиации даже дали ему кличку «Аврора», потому что три трубы и вечно на приколе. В итоге только после нескольких модификаций он наконец-то стал всех устраивать, покрыв не только запросы внутри страны, но и во всех странах советского блока, не имевших возможности использовать иностранную авиатехнику.
В этом плане можно привести такую аналогию с автомобилем «ГАЗель», который ужасен сам по себе как техническое решение, но появившись в нужное время, смог полностью изменить транспортную модель российских городов, придя на смену дребезжащим ужасным 3-тонкам. Вот и «тушка» сыграла абсолютно такую же роль, потому что в начале 70-х абсолютными лидерами были американцы, которые производили 97% всех гражданских самолетов в мире. И СССР, в условиях определенной изоляции, всё-таки смог создать абсолютно уникальную аутентичную машину. А большие объемы производства позволили сформировать хорошую базу запчастей, подготовку летчиков. Потому что сам по себе этот аппарат достаточно непростой, скажем так — строгий в управлении, нужно хорошо уметь летать, чтобы им управлять. В итоге он сыграл заметную роль и проложил дорогу более совершенной техники, например, всеми нами любимому самолету Ил-86, который, я считаю самым удачным гражданским самолетом в нашей стране», — отметил Рыбак.
Предполагалось, что Ту-154 в 90-е годы сменит новый Ту-334. Однако, по ряду причин его серийное производство так и не было запущено. По разным данным затраты на его разработку составили от 100 млн до 1 млрд долларов.
«Ну, а теперь на смену Ту-154 готовится МС-21, который пока очень тяжело идёт, с большими задержками, — продолжает Рыбак, но, я надеюсь, как-то все же его выпуск состоится…Всё-таки создание таких технических систем это куда более сложная вещь, чем банальный вопрос денег. Здесь свою отрицательную роль в развитии технической культуры и преемственности школ, конечно, сыграл вот этот провал, образовавшийся после развала Советского Союза. Но не только он. Вот еще одна аналогия - немцы уже долгие годы делают лучшие автомобили в мире, а наша автопромышленность какой бы ВАЗ не сделала, все равно в итоге получается ВАЗ».
МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева. Его ввод в серийное производство постоянно переносится – в последний раз на 2021 год, а из-за введенных против корпораций ОАК и «Ростех» санкций срок может быть вновь перенесен еще на более поздний период — до 2025 года.
«Вот и в авиа за все эти годы в новой России (остальные разрабатывались еще в советские времена) мы смогли создать единственный летающий самолёт – Сухой Суперджет. Но его нельзя считать преемником Ту-154, потому что это по классу другой самолёт — региональный, или как теперь называется, ближнемагистральный. И пока есть проблемы с его эксплуатацией. Это даже несмотря на то, что нашего, российского, в нем только 30%.
Но, тем не менее, надежды на будущее нашей авиапромышленности есть. Хотя бы потому, что нам есть на что опереться — всё-таки история авиастроения у нас достаточно долгая и богатая. К примеру, Китай приступил к освоению строительства авиационной техники еще в 50-е годы. Сначала это был «обратный инжиниринг», когда полностью копируется чей-то самолет, но вот уже 10 лет как они строят вполне себе приемлемые самолеты. Думаю, пройдёт еще 10 лет и Китай сможет стать абсолютно независим в плане собственного самолетостроения. В Индии тоже в 60-е годы построили авиационный завод, на котором собирали наши МиГи, вложились в обучение их специалистов. И вот сейчас они на пороге того, чтобы тоже начать собственное проектирование какой-то летной техники.
А что касается нас, то та трансформация, которая произошла в стране в 90-е и из-за которой у нас сильно деградировала, а на самом деле, можно сказать, умерла авиационная промышленность, это общеизвестный факт. Но в этом нет ничего трагичного, нужно просто продолжать дальше работать. Тем более, что нынешнее глобальное производство и интеграция способствуют более ускоренному развитию, чего не было во времена создания Ту-154», — заключил эксперт.
Ту-154 был разработан в 1960-х годах в конструкторском бюро авиационного завода №156 (ныне ПАО «Туполев» в составе «Объединенной авиастроительной корпорации», ОАК). Руководил разработкой сам Андрей Туполев. Первый регулярный рейс самолет этого типа выполнил 9 февраля 1972 года. За все годы было произведено 1026 единиц техники.
Ту-154 продолжит эксплуатироваться военными и различными ведомствами.