Новость общества

Психолог Ивановский назвал охоту способом компенсации неполноценности, если она не связана с выживанием

05.12.2021 в 14:09:00
4541

Охота как хобби, один из вариантов времяпрепровождения, стала предметом горячих обсуждений среди не только политиков, но и правозащитников и психологов. Особенно актуальной данная тема стала после истории, фигурантом которой стал коммунист Валерий Рашкин, убивший на охоте лося. По данным следствия, парламентарий не имел разрешения на добычу и охотничьих ресурсов. На днях политика в качестве подозреваемого вызвали на допрос в Следственный комитет

Клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский в интервью «Московской газете» объяснил, почему тема охоты так живо нас затрагивает.

«Испокон веков охота играла в жизни человека исключительно важную роль, причём говорить об этом можно как минимум в двух аспектах, первый витальный биологический. Охота — это основной способ биологического бытия, который позволял добывать необходимые для выживания индивида и вида вещество и энергию. В этом качестве охота является способом выживания и в наши дни для многих людей и народов, в том числе и в России. Другой аспект связан с тем, что охота дала человеку, величайший дар — речь, а через неё социальное тело, общественное развитие, Мадонну Рафаэля и ядерную бомбу, — рассказал психолог. — Дело в том, что совместная охота, потребовала от человеческой стаи начатков социальной коммуникации, когда каждый из участников охоты брал на себя определенную роль, которая позволяла в конечном итоге добыть дичь, например загонщик, метатель копья и т.д. Совместная деятельность дала толчок, сигнально-речевому взаимодействию и появлению речи, которая создала человека и его мир».

По словам эксперта, сегодня, когда в результате бурного социального развития происходит трансформация и размывание гендерных ролей и статусов, охота, если она не связана с выживанием, является одним из распространённых способов подтвердить свою маскулинность и высокий социальный статус, равно как и компенсировать мнимую или реальную неполноценность.

«Важно понимать, что примерно сто тысяч лет назад человек поменял путь биологической эволюции на путь социального развития, это в том числе стало причиной того, что все поведение человека теперь не инстинктивно, а социально обусловлено. В этой связи охоту можно заменить любыми соревновательными коллективными и индивидуальными активностями, ведь человек — продукт общественного заказа и социального научения», — подчеркнул Валерий Ивановский.

Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Ева Меркачёва считает, что, когда охота разумная, правильная, она помогает природопользованию.

«Было огромное количество случаев, когда из-за долгого отсутствия охотников волки начинали нападать на людей, выходить к деревни, города. И речь не только о волках. Когда дикая природа располагается очень близко к человеческому жилищу, охота необходима, — считает член СПЧ. — Охота – это не просто развлечение, это целая наука, настоящая наука. Говорить, что охота — это однозначно плохо или хорошо, это очень дилетантский подход. На свете нет только «черного» или только «белого». Наши биологи и охотоведы отлично работают над разработкой сводов правил, сохраняя биоразнообразие, ценность всех природных ресурсов. Человек слит с природой, а не стоит над ней, это нужно помнить. Но если охотник действует вне этих охотничьих правил, он просто варвар».

Гораздо более категорично высказалась коллега Меркачёвой по СПЧ, Екатерина Винокурова: «Я считаю, охоту неправильным хобби, если она не является мерой самообороны или средством добычи пропитания. Я не понимаю, какое можно получать удовольствие, лишая жизни другое живое существо. Я «за» то, чтобы люди, для которых охота является хобби, были ограничены в возможностях занимать государственные должности. Да, моя позиция в этом вопросе жесткая».

Накануне в РПЦ назвали охоту пережитком прошлого.

Автор: Юлия Зак
ТеГИ
Валерий Ивановский, охота, лось, времяпрепровождение
Поделиться
Похожие новости