Новость общества

Российские авиакомпании выкупают самолёты. Не обошлось без ФНБ?

Российские авиакомпании выкупают самолёты. Не обошлось без ФНБ?

Фото © «Московская газета»

09.11.2023 в 11:20:00
2282

Как сообщил собеседник «Московской газеты», некоторые российские авиакомпании уже запустили механизм выкупа воздушных судов у иностранных владельцев с помощью финансового лизинга и еще несколько намереваются воспользоваться этим механизмом. Эксперты объяснили, что такое финансовый лизинг и в чем его необходимость для российских авиаперевозок

«Уральские авиалинии» подписали договор финансового лизинга на 17 лет с подконтрольной Росавиации «НЛК-Финанс», чтобы постепенно перевести в свою собственность 19 самолётов Airbus, передают «Ведомости». В ходе согласования сделки было отменено требование «НЛК-Финанс» о ежегодном перечислении в адрес компании 30-40% чистой прибыли «Уральских авиалиний», отмечает издание.

Финансовый лизинг является операцией по приобретению в собственность имущества, которое затем сдают во временное владение и пользование на длительный срок, примерно соответствующий сроку эксплуатации и амортизации данного имущества, рассказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Особенность финансового лизинга в том, что он является трехсторонним: по заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у сторонней компании необходимые лизингополучателю товары и сдает их ему в лизинг на длительный срок. За время действия договора между лизингодателем и лизингополучателем первый за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от этой сделки. В данном случае компания «НЛК-Финанс» выкупает самолеты на себя и сдает их авиакомпании в лизинг, а авиакомпания осуществляет лизинговые платежи в течение длительного срока, то есть постепенно выкупая самолеты и по окончании выплат они переходят в ее собственность. Данная схема привлекательна для перевозчика тем, что ему не надо сразу платить за самолеты большую сумму: он может регулярно платить некоторую сумму, которая не будет обременительна для его финансового положения», — рассказал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

На мировом рынке существует два основных формата лизинговых соглашений – финансовый лизинг и операционный, отметил в беседе с «Московской газетой» авиаэксперт, главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Финансовый лизинг подразумевает, что по окончании срока лизинга воздушные суда переходят в собственность лизингополучателя. В операционном лизинге воздушные суда остаются в собственности лизингодателя. Обычно в операционный лизинг воздушное судно берут на срок от 3-4 до 6 лет. После этого самолёт можно либо вернуть лизинговой компании, либо оформить следующий аналогичный лизинг. Если говорить о финансовом лизинге, то здесь средний срок – минимум 10-12 лет, максимум – более 15. То, что мы видим в случае «Уральских авиалиний», это договорённости на большой срок, что, видимо, оправданно, учитывая приемлемую сумму месячного платежа. Есть особенности сделки, о которых мы судить не можем. Мы не знаем, какова здесь реальная эффективная процентная ставка», — заметил Олег Пантелеев.

По словам авиаэксперта, главный смысл этой сделки состоит в том, чтобы дать самолётам «Уральских авиалиний» возможность летать в Китай, Турцию и другие нейтральные страны.

«На российском рынке сказалось введение санкций, это привело к тому, что зарубежные лизинговые компании не имеют возможности легально сотрудничать с российскими перевозчиками, — пояснил Олег Пантелеев. — И это вызвало ряд вопросов. Для того, чтобы выполнять полёты по международным направлениям в ряд нейтральных стран, нужно, чтобы самолёт находился в одном единственном реестре. А большая часть нашего авиапарка находилась раньше в реестрах третьих стран. В первую очередь, на Бермудских островах. Для того, чтобы после введения санкций эти самолёты можно было эксплуатировать, а российские авиационные власти могли нести ответственность за поддержание лётной годности этих самолётов, Росавиация провела их перерегистрацию у себя в российском реестре гражданских воздушных судов. Но дерегистрировать их из бермудского реестра можно только по заявлению владельца воздушных судов – иностранной лизинговой компании. И вот сложилась ситуация, когда эти самолёты физически находятся в России, но летать, например, в Китай или Турцию на этих самолётах нельзя. Но если реализована схема, когда российская компания, в данном случае «НЛК-Финанс», выкупает эти самолёты на тех или иных условиях у иностранной лизинговой компании, то российская компания, может обратиться к властям Бермудских островов с требованием провести дерегистрацию воздушных судов, после чего они будут иметь только одну регистрацию, и это откроет им возможность выполнения полётов, в том числе в те страны, куда нельзя летать с двойной регистрацией. При этом самолёты будут свободны от рисков ареста в третьих странах, потому что будут полностью принадлежать российской стороне».

Какие ещё российские авиакомпании сейчас занялись выкупом западных воздушных судов?

«В случае с «Аэрофлотом» под эту сделку удалось привлечь немалую сумму из ФНБ (Фонд национального благосостояния, — прим. авт.), и, насколько я понимаю, в этой сделке было меньше требований на тот счёт, какую сумму от стоимости воздушного судна нужно внести в качестве депозита. Когда заключается лизинговое соглашение, нужно сделать начальный платёж: если в нормальном рынке первый депозит может быть 15-20% от стоимости судов, то сейчас, судя по публикациям в СМИ, речь идёт о 40%. О намерении выкупать воздушные суда заявляли также авиакомпании I fly и S7. На каких условиях удастся договориться, пока сказать сложно», — рассказал руководитель «Авиапорта».

Между тем ранее заместитель министра транспорта Игорь Чалик опроверг предположения о преференциях «Аэрофлоту», сообщив об одинаковых условиях выкупа самолетов для всех авиакомпаний.

Во сколько обойдётся российским авиакомпаниям выкуп воздушных судов у зарубежного владельца?

«Шли серьёзные переговоры, в которых компания «НЛК-Финанс» старалась снизить цену, по которой получат самолёты у зарубежного владельца. Здесь надо понимать, что, если бы иностранные компании просто избавились от этих активов, они, возможно, получили бы большие убытки. Трудно сказать, насколько рыночны те условия, на которых «НЛК-Финанс» получила эти самолёты от зарубежной стороны. В этом уравнении слишком много неизвестных», — заключил Олег Пантелеев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
авиалинии, самолет, лизинг
Поделиться
Похожие новости