Новость общества

Российскому авторынку предрекли новою волну «китайского нашествия»

Российскому авторынку предрекли новою волну «китайского нашествия»

Фото © «Московская газета»

12.01.2024 в 08:57:00
1507

Рынок России даже в текущих условиях нуждается ежегодно в 1 млн автомобилей, и отечественные компании, к сожалению, пока не могут обеспечить и половину этого количества. Поэтому в условиях санкций и ограничений продолжение «китайского феномена» на авторынке РФ еще возможно. Об этом сообщил «Московской газете» доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС Павел Грибов

Хотя в 2023 году Китай энергично наращивал поставки легковых машин в Россию, рассматривая её как «рынок возможностей», не следует ли ждать в 2024 году окончания «китайского чуда» в РФ? В частности, из-за возможного затоваривания рынка, растущего утильсбора и подорожавших кредитов? До какого предела российский рынок в состоянии «переварить» массированные китайские поставки — достигнут ли уже предел роста, или все еще только впереди?

«Присутствие китайских автомобильных компаний в России пока очень осторожное – они только изучают рынок и налаживают каналы работы. Китайцы только недавно стали работать в сфере экспорта своих автомобилей и зарубежные рынки для них в целом являются новыми. Успех марки HAVAL на российском рынке показал потенциальные возможности для китайских компаний. Однако пока только некоторые подразделения Chery зашли на российские промышленные площадки, и то через партнера — калининградский завод «Автотор». Если тенденция продолжится, то в 2024 году мы увидим активное освоение китайскими компаниями простаивающих автосборочных заводов в России — и это будет новой волной «китайского нашествия», — рассказал Павел Грибов.

«Введение антироссийских санкций, которые оказали влияние на экономику страны, начиная с 2022 года, также отразились на отечественном автомобильном рынке легкового транспорта иностранного производства. Прежде всего это ознаменовалось массовым уходом с российского рынка иностранных автопроизводителей — европейских, японских и американских поставщиков. Поэтому на начало 2023 года в России на рынке легковых автомобилей сформировалась существенная нехватка предложения иностранных брендов. Благодаря правильной политике правительства по вопросам параллельного импорта и привлечению партнеров дружественных стран (в частности китайских производителей) в течение 2023 года ситуацию с насыщением внутреннего рынка бюджетными моделями легковых автомобилей удалось стабилизировать как по объемам насыщения рынка, так и в сдерживании роста цен на данную группу товаров при максимально высокой учетной ставке ЦБ, подорожавших кредитных продуктах и в ситуации, связанной с утилизационным сбором. Продажи в декабре 2023 года составили порядка 120 тыс. автомобилей легкового сегмента, что в два раза больше аналогичного показателя предыдущего периода и на 10% выше предшествующего месяца. Сказались факторы поддержки спроса, предоставляемые самими китайскими автопроизводителями, а также преференциями от дилеров в виде условий по trade-in, автокредитам и отдельным скидкам на определенные марки китайских производителей. Данная ситуация не способствовала накапливанию товарных остатков на складах дилерских центров и на начало года затоваривания на складах не произошло. Поэтому в настоящий момент на рынке сформировался определенный дефицит предложения, что в свою очередь позитивно влияет на уровень роста цен на легковые автомобили, в частности, китайских брендов и дает уверенные положительные прогнозы по росту поставок в наступившем 2024 году китайских автопроизводителей», — сказал «Московской газете» профессор департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Валерий Хоружий.

Как все это отразится на ценах на авто?

«Нынешнее развитие событий не способствует снижению цен на новые иномарки, но и не приведет к высокому их росту, а сохранит в динамику по году примерно 4-5% в квартал. Конечно же, на спрос будут влиять объективные факторы экономики, такие как уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ, величина утилизационного сбора, непростая логистика, но все это звенья одной цепи – инфляции. Что касается пределов насыщения рынка в текущем году, то можно говорить о том, что сохраняется положительная динамика увеличения поставок по году в пределах 10-12% и насыщению рынка по итогам 2024 года в объеме порядка 1,3-1,4 млн штук проданных легковых автомобилей», — отметил аналитик.

Конкурентная среда на российском авторынке пока благоприятствует производителям из КНР, хотя им и придется несколько умерить свои аппетиты.

«В начале осени 2023 года китайские автоконцерны планировали поставить на российский рынок в 2024 году в общей сложности около 2 млн авто. Однако в конце прошлого года планы продаж снизили до 1,2 млн экземпляров. Если прибавить к этому планы российских автопроизводителей, получается, что отечественные и иностранные производители потенциально готовы поставить на рынок 1,8 млн автомобилей. К этому объему стоит добавить автомобили, оставшиеся на складах по итогам 2023 года. Даже с учетом восстановления рынок такое количество автомобилей не переварит. Китайские автоконцерны заняли значительную долю рынка в 2023 году благодаря слабой конкуренции их моделям во многих сегментах. В 2024 году конкурентная среда не изменится. По мере смягчения денежно-кредитной политики и снижения ключевой ставки спрос неизбежно повысится и вызовет увеличение объема продаж автомобилей. Можно спрогнозировать увеличение доли продаж китайских авто до 65%», — сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК АВТОДОМ.

«За 2023 год в России было продано более 1 млн новых автомобилей, что на 69% больше, чем в 2022 году. Китайские производители заняли свою нишу после ухода европейских и американских брендов, поэтому планируют постепенно увеличивать долю на российском рынке. В 2024 году она составит 80%, так как в Россию будет поставлено более 1,2 млн китайских авто. Рост стоимости кредитов наряду с повышением утилизационного сбора и нестабильностью курса рубля влияет на стоимость автомобилей, но уровень отложенного спроса на российском рынке остается высоким. Многие китайские производители готовы наращивать продажи в 2024 году за счет открытия новых дилерских центров, где клиенты смогут получить весь спектр услуг: от сервисного обслуживания до страхования автомобилей», — сказали изданию в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автомобиль, авторынок, россия
Поделиться
Похожие новости