Новость общества

Россия и Ирак: как сегодня развиваются отношения между странами

Россия и Ирак: как сегодня развиваются отношения между странами

Фото: freepik

15.09.2025 в 18:17:00
78

Современный этап отношений между странами эксперты характеризуют как взаимовыгодное прагматичное партнёрство

Спустя почти 70 лет после установления дипломатических отношений между Россией и Ираком по некоторым направлениям партнёрство динамично развивается, однако существует ряд сложностей.

По итогам 2024 года товарооборот между странами вырос на 30%. Такие данные были озвучены российско-иракской межправительственной комиссией. Из России в Ирак увеличились поставки продовольствия, древесины и целлюлозно-бумажной продукции. Представители иракских властей и бизнеса регулярно участвуют в Петербургских экономических форумах и договариваются с российскими партнёрами о новых инвестициях и проектах в таких сферах, как энергетика, промышленность, высокие технологии. Накануне СМИ писали, что Россия и Ирак начали работу над межправительственным соглашением по программе мирного атома. Для этого страны создали совместную группу, следует из отчета Госкорпорации «Росатом» за 2024 год.

Исторические корни

Профессор истории, председатель Исторического общества Ирака Джавад Казем аль-Байдани рассказал «Московской газете», что у этого сотрудничества есть глубокие исторические корни:

«Формально связи между нашими странами ведут свою историю с 9 сентября 1958 года. В этот день были установлены дипломатические отношения между Королевством Ирак и Советским Союзом. Однако исторические источники свидетельствуют о том, что между государствами, находившимися на территории современных России и Ирака, отношения существовали ещё в X-м веке. Вполне вероятно, что аббасидский халиф Аль-Муктадир Аллах поручил иракскому историку и географу Ахмаду ибн Фадлану совершить экспедицию в Россию в 309 году хиджры/921 году нашей эры. Ахмад ибн Фадлан рассказывал о русских князьях, структуре русского общества и его составе, а также описал для нас свои встречи с русскими лидерами того времени. Неясно, существовали ли какие-то отношения до поездки Ибн Фадлана — исторические источники об этом не говорят. Возможно, заявление было сделано без учёта арабских трудов, в которых рассказывалось о характере торгового обмена между Месопотамией и Россией. Об этом, в частности, поведал Аль-Табари, также живший в ту эпоху.

Эти взаимодействия прервались после татаро-монгольского захвата Багдада в 1258 году и последующего ослабления Ирака.

Какое-то время действительно не существовало никакой экономической и научной структуры, которая могла бы побудить других людей посетить Ирак, страну, которая находилась в состоянии хаоса со стороны турок, персов и британцев. Даже когда независимость, предоставленная Ираку Великобританией после Великой иракской революции 1920 года, дала Ираку признанную идентичность, страна все еще подчинялась Британии. Кстати, именно Лондон настоял на разрыве отношений с Россией в 1955 году. Левые (коммунистические) силы в Ираке были довольно активны, и Великобритания открыто опасалась, что Ирак попадёт под коммунистическое влияние, о чём британская пресса объявила утром 1948 года, в день казни лидеров Иракской коммунистической партии. Возможно, это стало одной из причин ухудшения советско-иракских отношений в то время, приведшего к их разрыву в 1955 году.

Однако после революции 1958 года, эти отношения быстро вернулись к широкому альянсу. В результате Ирак вышел из Багдадского пакта, против которого выступал Советский Союз, и Багдад начал развивать тесные отношения с Москвой, стремясь к политической и экономической независимости от западного влияния. Советский Союз оказал значительную помощь в развитии иракской нефтяной инфраструктуры (месторождения Румейла, нефтепроводы), промышленности (электростанции, заводы) и военного комплекса. К 1990 году Ирак стал одним из крупнейших покупателей советского оружия, закупив вооружений на сумму свыше 30 млрд долларов. 

После того, как Совет Безопасности ООН ввел санкции против Ирака в августе 1990 года, Советский Союз начал их придерживаться, и сотрудничество с Ираком сократилось.

В 1991 году в Советском Союзе произошли стратегические изменения в структуре. В это время Ирак вступил в войну с Кувейтом, известную как Вторая война в Персидском заливе, и подвергся тотальной блокаде после того, как США монополизировали принятие решений на международном уровне. В результате этой изоляции Ирак столкнулся с ухудшением состояния инфраструктуры и сферы услуг, а экономика страны начала ослабевать из-за огромного давления, оказываемого на население».

По словам историка, после американской оккупации и установления гегемонии над Ираком чёткой позиции по отношению к России не было. После того, как террористические организации проникли в страну и взяли под контроль более ее половины, российская позиция резко изменилась. Она сыграла свою роль в поставках в Ирак самолётов, предназначенных для обнаружения авиабомб, вертолётов и различного оружия. 

«Шаги по налаживанию отношений между Ираком и Россией начались с того, что Россия стала активным партнёром в войне Ирака с терроризмом. Президент РФ Владимир Путин даже поставлял в Ирак тяжёлое вооружение из российских вооружённых сил. Укрепились отношения в энергетическом секторе и увеличились инвестиции в нефтяной сектор, в России проводятся ознакомительные миссии по Ираку. Премьер-министр Мухаммед Шиа ас-Судани заявил о серьёзных усилиях Ирака по улучшению и развитию этих исторических отношений на благо обеих стран», — рассказал Джавад Казем аль-Байдани.

По словам профессора, российское правительство прекрасно осознаёт важность Ирака для стабильности в ближневосточном регионе. Ирак прекрасно осознаёт важность России как крупной державы, которая всегда поддерживала арабские страны на протяжении всей своей истории. Поэтому Ирак стремится к значительному и быстрому развитию отношений с Россией», — подытожил эксперт.

Взаимовыгодное партнёрство

Современный этап российско-иракских отношений можно охарактеризовать как взаимовыгодное прагматичное партнёрство, носящее стратегический характер, считает кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН, главный редактор журнала Al-Noor Journal for Digital Media Studies (Ирак) Белла Булгарова. По её словам, успешно развивается сотрудничество в сферах безопасности, энергетики и образования. 

«Россия для Ирака — важный союзник в обеспечении безопасности, крупный инвестор в экономику, который не зависит от западных политических циклов. Для России Ирак — это стратегический партнер на Ближнем Востоке, плацдарм для укрепления своего влияния в регионе, важный рынок для энергетической отрасли. Наблюдается высокий уровень доверия в политических и дипломатических отношениях: страны регулярно проводят консультации на высоком уровне, Россия поддерживает суверенитет и территориальную целостность Ирака. Ирак, в свою очередь, часто занимает нейтральную или благоприятную для России позицию по некоторым международным вопросам, не присоединяясь к западным санкциям», — сказала Белла Булгакова.

Эксперт обратила внимание на большой объём инвестиций российских энергокомпаний в экономику Ирака, оказывающий значительную поддержку местной нефтяной промышленности.

Благодаря регулярным взаимным поездкам делегаций, расширению связей между университетами и культурным событиям развивается сотрудничество в области культуры и образования. 

«Мы в Российском университете дружбы народов им. П. Лумумбы активно сотрудничаем с университетами Ирака, и только за последний год провели 3 крупных международных конференции. Также при Министерстве образования Ирака был открыт журнал Al-Noor Journal for Digital Media Studies. Филологический факультет РУДН, Институт геополитических коммуникаций и непосредственно мой руководитель, декан филологического факультета, профессор Виктор Барабаш активно помогают поддерживать и развивать это международное направление. В планах есть ещё большее расширение сотрудничества с ближневосточными коллегами. Особенно хотелось бы отметить высокий профессионализм наших коллег из университета Альнур: работать с ними – одно удовольствие», — заключила доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН.

Активное взаимодействие

Востоковед, кандидат политических наук Игорь Егоров отметил, что обычно о российско-иракских отношениях немного говорят и в российской, и в мировой прессе или научных кругах. Принято считать, что уровень этих отношений не очень высокий. 

«Но, если мы посмотрим на взаимодействие в энергетической сфере, оно окажется довольно активным. Такие крупные компании, как «Лукойл», «Башнефть», «Роснефть» и «Газпром» участвуют в разработке и добыче нефти в Ираке. Обсуждаются и новые проекты, и в отличие от многих других случаев это не просто разговоры, а реальные дела. В Ираке — одни из крупнейших запасов нефти на Ближнем Востоке, страна входит в ОПЕК. И я думаю, что в этой сфере сотрудничество продолжит успешно развиваться. Будут и новые проекты. Москва и Багдад смогут координировать усилия по поддержанию оптимальных цен на нефть», — рассказал Игорь Егоров.

В то же время, по словам политолога, во многом возможности для развития отношений ограничиваются нефтегазовой сферой. Любые другие долгосрочные инициативы крайне сложно реализовать из-за нестабильной внутриполитической ситуации в Ираке, которая продолжает осложняться. 

«Я бы даже назвал чудом, что удаётся настолько успешно взаимодействовать и в области добычи углеводородов. Политическая нестабильность в Ираке максимальна и приближается к тому, что происходит в Ливии. Порой непонятно, кто какие части страны контролирует. Есть международно-признанное правительство в Багдаде, поддерживаемое США. Есть проиранские шиитские группировки. Есть полуавтономный Курдистан, который то поддерживает центральные власти, то борется с ними и постоянно ищет тех, кто защитил бы курдов от нападок Турции. И такая ситуация накладывает свой отпечаток на любое сотрудничество, позволяя реализовывать лишь точечные проекты. Сейчас это в основном нефтяная промышленность и поставки вооружений», — сказал востоковед.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Россия, Ирак, отношения, партнерство
Поделиться
Похожие новости