Новость общества

«Россия идёт другим путём»: стоит ли ожидать перехода на «Евро-7» в ближайшем будущем?

«Россия идёт другим путём»: стоит ли ожидать перехода на «Евро-7» в ближайшем будущем?

Фото © «Московская газета»

26.02.2024 в 09:37:00
1321

С февраля 2024 года требования к экологическому классу автомобильных двигателей в России повышаются. Точнее говоря, резкое снижение этих требований, которое было объявлено в 2022 году, теперь скорректировано. Автоэксперты отмечают, что российский автопром активно возвращается к производству привычных ранее двигателей стандарта «Евро-5», а нижним порогом экологического класса будут «Евро-3» (в 2022 нашим автопредприятиям было разрешено производить двигатели класса «Евро-0»). При этом в Европе борьба за снижение автомобильных выхлопов перешла на совершенно иной уровень. Загрязнение окружающей среды от ДВС прошлых поколений при разумном их использовании не критично? Или постоянное повышение экологических требований в этой сфере имеет совершенно конкретный смысл?

Из-за западных санкций в России отменён ряд требований к автомобилям, в частности, разрешено производство и эксплуатация двигателей низкого экологического класса, писал в 2022 году «Ъ». Изменились ли нормы в 2024?

Переход на более высокие евро-стандарты регламентируется в постановлении правительства «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия», рассказала «Московской газете» координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова.

«Этот переход продлили до 31 декабря 2024 года, но с 1 февраля 2024 года требования в значительно большей степени будут соответствовать техническому регламенту, — отметила автоэксперт. — В том числе речь идет и о том, что с 1 февраля 2024 года выпускаемые в России транспортные средства должны соответствовать экологическому стандарту не ниже «Евро-3». При этом наши автопроизводители уже активно переходят на «Евро-5». Например, возвращение моторов класса «Евро-5» на модели Lada Granta и Niva началось еще во второй половине 2023 года».

По некоторым данным, авто с низким эко-классом в России не менее 25-30%, сказала Юлия Каблинова.

«Что касается отличий двигателей разных экологических классов, то ключевым является то, что двигатели «Евро-2» или «Евро-0» содержат более высокое число вредных для человека веществ в выхлопных газах, хотя, с другой стороны, первостепенное значение имеет все таки объем сожженного топлива, а не стандарт выбросов», — заключила координатор «Синих ведёрок».

Согласно постановлению правительства РФ с 1 февраля 2024 года транспортные средства, производимые в стране, должны отвечать экологической норме не ниже «Евро-3», и отечественные производители постепенно увеличивают выпуск автомобилей с двигателями более высоких экологических классов, сказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Так, в сентябре 2023 года «АвтоВАЗ» возобновил выпуск автомобилей Lada, отвечающих стандарту «Евро-5», — говорит Дмитрий Баранов. — В начале февраля 2024 года УАЗ сообщил, что прекратил производить автомобили с двигателями стандарта «Евро-0». КАМАЗ производство двигателей стандарта «Евро-5» не прекращал, а в конце августа 2023 года сообщил о том, что увеличил производство грузовых автомобилей с двигателями этого экологического класса до уровня, который был до введения внешних ограничений. Российские автопроизводители постепенно находят новых отечественных и иностранных поставщиков комплектующих, это позволяет им увеличивать выпуск автомобилей с двигателями высоких экологических стандартов. Возможно, что по мере увеличения производства в стране транспортных средств с двигателями высоких экологических классов государство может изменить меры регулирования таким образом, чтобы сократить выпуск и использования автомобилей с двигателями низких экологических стандартов. Это скажется на обновлении автомобильного парка страны, положительно повлияет на экологическую ситуацию, позволит сократить вредные выбросы от автомобилей, отразится на здоровье людей и состоянии окружающей среды».

«У Lada уже двигатели класса Евро-5, а УАЗ уже не выпускает автомобили с двигателями «Евро-0», — рассказал «Московской газете» автоэксперт, главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. — Как минимум «Евро-2» или «Евро-3». Все, что выпускает китайский Haval это «Евро-5». Я думаю, общая доля машин с низкоэкологичными двигателями, которые у нас сейчас выпускаются, менее 30%».

У двигателей класса «Евро-3» заметная разница по выхлопам с «Евро-5», пояснил Максим Кадаков:

«Евро-3» – это совсем старые нормы, 90-ых годов. Это «позавчерашний день». В Европе сейчас перешли на двигатели «Евро-6», обсуждается переход на «Евро-7». А мы пока применяем в том числе «Евро-3». «Евро-3» и «Евро-0» – это большая разница по выхлопам, а «Евро-3» и «Евро-5» – разница, на мой взгляд, не критичная».

«В Евросоюзе обсуждают введение в 2025 году стандарта «Евро-7», который не только примерно втрое ужесточает, например, требования к выбросам окислов азота, но и впервые вводит ограничения для загрязнения окружающей среды при истирании трансмиссии и тормозных колодок, — рассказал «Московской газете» учёный-эколог Сергей Симак. — В целом это уже стандарт, приближающий требования к стандартам электромобилей. Зачем это нужно? Расчеты показывают, что загрязнения от машин стандарта «Евро-6» ежегодно приводят в ЕС к дополнительной смерти 10 тыс. человек».

Каждое следующее поколение стандарта двигателя отличается от предыдущего в зависимости от содержания выбросов конкретного вещества, примерно в 5-15 раз, отметил Сергей Симак.

«Так, допустимое содержание оксидов азота в выбросах при «Евро-3» и «Евро-7» различается в 460 раз. Для Европы это эквивалентно более полумиллиону предотвращенных смертей в год. Однако последствия загрязнения не исчерпываются смертями: это и повышенная заболеваемость, снижение качества жизни, трудоспособности и пр. Но и «Евро-7» будет актуален для Европы лишь до 2030 года, когда вступит в силу запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Россия идёт другим путём», — заключил эколог.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Экология, мотор, автомобиль, Россия
Поделиться
Похожие новости