Новость общества

Россия прощается с мировыми брендами: символ Макдоналдс клоуна Рональда сравнили с Оно Стивена Кинга

Россия прощается с мировыми брендами: символ Макдоналдс клоуна Рональда сравнили с Оно Стивена Кинга

Фото © «Московская газета»

14.06.2022 в 11:40:00
3681

Русификация знаменитых западных брендов, необходимость в которой возникла после ухода иностранцев с российского рынка, идет пока непросто

До последнего времени самым известным опытом русификации была трансформация столичного автомобильного завода Renault в «Москвич», популярный в советские годы. Эксперты предположили, что под идеей реанимации давно ушедшего в прошлое бренда кроется план банальной крупноузловой сборки китайских или даже иранских автомобилей — сетевое издание «Нос» сообщало, что российские власти якобы ведут переговоры в Поднебесной с компаниями JAC Motors, FAW, BYD. Профильные ресурсы в связи с «Москвичом» также отмечают, что проявляет интерес к российскому рынку иранский бренд IKCO.

Это вызвало скандал. Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил в своем Telegram-канале, что «программа импортозамещения в значительной степени была провалена». По его мнению, «сейчас у некоторых руководителей есть простое желание не добиваться нашей экономической независимости, а пересадить нашу промышленность, а вместе с ней экономику, на новую, теперь китайскую, «иглу», поменяв логистику закупок и «инвесторов». А если допустить, что в будущем американцы всё-таки додавят Китай или предложат ему более выгодные условия, что тогда?».

Так или иначе, автодизайнер Александр Шторм сегодня опубликовал неофициальный логотип автомобиля «Москвич» 2022 года, напоминающий, правда, лого американской компании Tesla.

В Республике Коми придумали возможную замену напитков компании Coca-Cola. С поставками продукции этого бренда в России уже возникают проблемы — об это заявляют в частности в российском «Макдоналдс» и «Аэрофлоте». Завод в Сыктывкаре, пользуясь созвучием названия республики и американской компании, наладил выпуск газированного напитка «Коми Кола».

Сейчас тему «Москвича» вытеснила трансформация Макдоналдс. В российском медиапространстве в уходе Макдоналдс уже нашли «геополитическую» логику: мол так ему и надо, ведь это-де символ «мира капитализма». За век в российском восприятии ничего не изменилось. То есть если бы американский фастфуд был сто лет назад, в царской России, его, наверное, громили бы, как и другие символы «самодержавия», революционные матросы.

Публицисты сейчас отмечают, что 90-е годы «вслед за «Макдоналдсом» к нам хлынули транснациональные корпорации, которые начали перекраивать российскую действительность под свои интересы под лозунгом пользы для отечественной экономики. И мы с воодушевлением дикарей, менявших золото на «каменные бусики», поверили, что нам и правда хотят добра. Но мир капитализма привык всё плохое упаковывать в яркую обертку. Сейчас уже совершенно очевидно, что под видом доброго клоуна с подарками к нам пришло Оно с собственными интересами».

Зловещим клоуном-персонажем автора романов ужасов Стивена Кинга западные корпорации в России еще не называли. Пока в этой сфере больше страдают опять-таки логотипы.

Телеведущая и бывший кандидат в президенты РФ Ксения Собчак назвала новый логотип русского «Макдональдса» — «Вкусно и точка» — «чудовищным»: «Какие-то тёмные, безрадостные цвета, этот вот мрачный зелёный, тусклый оранжевый, который как бы картошка фри (кружок это как бы бургер). В сравнении с яркими солнечными цветами старого Мака выглядит как что-то очень унылое. Ну хорошо, вот забираете вы бизнес, но красиво можно это как-то обставить?».

Более того, «российский Макдоналдс» заподозрили в копировании чужого логотипа. Дизайнер, художник-график, аниматор Илья Гиммельфарб считает, что рисунок, по его мнению, практически полностью повторяет логотип португальской компании Matos mix, производящей корма для животных. Ранее представитель российской компании говорил, что на их логотипе изображены главные символы ресторанов Макдоналдс: две палочки картошки фри и бургер. В связи с португальским следом появился повод для троллинга: русский «Макдак» сравнивают с едой для животных…

«Новый логотип Макдоналдса показался смутно знакомым. Не знаю, сколько Александр Говор (покупатель российской сети у Максдоналдс, — прим.ред.) заплатил за это лого, но все в духе старой школы русского дизайна: взять много денег, вдохновиться аналогами и толкнуть продукт под видом оригинального», — рассуждает Собчак.

Можно предположить, что у Говора есть административный ресурс, так что в успехе бизнес-идеи с фастфудом можно не сомневаться. Он является советником вице-спикера Госдумы Сергея Неверова.

«Говор и Кушнеров (его компаньон, — прим.ред.) – первые, кто отреагировали на санкции (...). Зная их, уверен – у них все получится», — говорил зампред Госдумы.

Сейчас принято сравнивать открытие первого российского «Макдональдса» в начале 90-х и начало работы русифицированной сети «Вкусно и точка».

Эксперты говорят, что новые рестораны, как и 30 лет назад, стали символом своей эпохи. Однако с разным знаком: в конце прошлого века очередь в заведение на Пушкинской была свидетельством начала демократизации и открытости России миру.

Если рассуждать о символах, то ребрендинг «Макдональдса» можно назвать метафорой современного импортозамещения. То, что ажиотаж вокруг ребрендинга практически перекрыл все прочие инфоповоды, может говорить о том, что приоритеты закручены вокруг базовых потребностей и потребления. Таким образом, в развернувшейся борьбе между «холодильником» и «телевизором» наметился явный фаворит.

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
россия, бренды, макдональдс
Поделиться
Похожие новости