Новость общества

Рынок подержанных авто стремительно растёт. С чем это связано и чего ждать дальше?

Рынок подержанных авто стремительно растёт. С чем это связано и чего ждать дальше?

Фото © «Московская газета»

24.06.2023 в 22:23:00
3884

Автоэксперты сформировали топ-5 марок машин, которые чаще всего меняют владельцев. Соответствующую информацию опубликовали аналитики сервиса «Автокод Профи». Согласно их выводам, сделанным на основе данных за май 2023 года, чаще всего владельцев меняют автомобили Toyota, Lada, Mercedes-Benz, BMW и Skoda. Несложно заметить, что наибольшей популярностью на вторичном рынке пользуются авто тех брендов, продажи которых в России официально прекращены. Исключением является лишь продукция АвтоВАЗа, которая в принципе наиболее распространена на авторынке РФ

Эксперты отмечают, что в среднем один автомобиль в России успевает поменять пятерых владельцев. Частая смена хозяев может свидетельствовать не только о большой популярности на рынке авто с пробегом, но и о неисправностях или проблемах, заставляющих избавляться от ненадёжной техники путём перепродажи. Однако факт остаётся фактом – российские и японские машины пользуются наибольшим спросом на вторичном рынке.

Прошлый год стал шоковым для отечественного авторынка. Большинство знакомых брендов покинули Россию, а цены на оставшиеся варианты новых машин взлетели. На этом фоне эксперты констатировали, что интересы потенциальных покупателей смещаются в сторону подержанных авто. За 2022 год на вторичном рынке было совершено 5 млн сделок, тогда как новых автомобилей было приобретено всего 670 тысяч. Ничего удивительного в этом нет. В определённый момент выбирать в сегменте новых авто стало практически нечего. Официально из 60 ранее представленных марок на российском рынке остались лишь 14, выпускаемых в самой России и в Китае. Складские запасы быстро иссякали, а механизм параллельного импорта только отрабатывался.

В прогнозах на 2023 год лейтмотивом звучала мысль о том, что вторичный рынок продолжит доминировать в структуре спроса. Эксперт «Открытие Авто» Александр Потапов пояснял, что именно среди подержанных авто желающие могут найти хорошо зарекомендовавшие себя, известные в России модели, а также наиболее доступные по ценам варианты. Кроме того, многие из ввозимых по параллельному импорту автомобилей также отображаются в статистике как б/у, поскольку ввозят их не дилеры, а физические лица, которые затем перепродают авто внутри страны. Однако в этом сегменте дешёвых предложений можно не ждать. Виной тому — высокие таможенные пошлины и дорогая логистика. В таких условиях ввозить из-за рубежа автомобили дешевле 2 млн рублей просто нерентабельно, а перекупщикам к тому же нужно оставить себе определённую прибыль за свои труды.

По итогам первого полугодия оправдываются ожидания и по спросу, и по ценам. С января по май 2023 года средняя стоимость подержанного автомобиля выросла на 5%, но покупать новую машину оказалось ещё затратнее, поэтому многим потребителям пришлось остановиться на варианте авто с пробегом. В мае вторичный рынок показал взрывной рост. По данным агентства «Автостат», за месяц в России было продано 501,9 тыс. машин с пробегом, что на 53,7% больше показателя за май прошлого года. Наибольшим спросом пользуются бюджетные модели, такие как Lada Samara, Hyundai, Solaris, Kia Rio и Ford Focus. Директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» Владимир Желобов объясняет такую динамику вторичного рынка не только общей ситуацией, но и сезонными факторами. Многие перед поездкой в отпуск стремятся поменять свой совсем старый автомобиль на более новый, чтобы более уверенно чувствовать себя вдали от дома. Но общая тенденция также очевидно указывает на рост спроса в сегменте автомобилей б/у.

В то же время перенос активности в сегмент подержанных автомобилей таит в себе и определённые риски. Ещё несколько лет назад председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин констатировал, что многие россияне вынуждены ездить на старых машинах из-за низких доходов и невозможности купить более новое авто. При этом обходиться совсем без автомобиля большинство семей не могут из-за специфики места жительства, удалённости от работы и т.д. Теперь к этим факторам, обуславливающим старение российского автопарка, добавился дефицит и чрезмерная дороговизна оставшихся моделей новых автомобилей. По словам Похмелкина, комфортно эксплуатировать автомобиль можно 3-5 лет, после чего он начинает приносить всё больше проблем.

Однако реальная ситуация далека от комфортных значений. Средний возраст легковых машин в России продолжает расти, увеличившись с 13 лет в 2018 году до 14 лет к концу 2022-го. Параллельный импорт подержанных, но сравнительно новых автомобилей ситуацию вряд ли спасёт, поскольку таких машин ввозится не очень много, и большинство из них не относятся к бюджетному сегменту, доступному большинству автовладельцев. Иначе говоря, значительная часть водителей предпочтёт приобрести машину постарше или до последнего не расставаться с уже имеющимся транспортным средством.

Помимо падения качества и комфорта владения автомобилем тенденция к старению парка грозит и ростом угроз на дорогах. Автоэксперт Сергей Ифанов отмечал, что в России в последние годы тревожной была статистика ДТП, причиной которых стали технические неисправности автомобилей. В 2022 году, казалось, негативный тренд удалось переломить. По данным Научного центра безопасности дорожного движения, за 9 месяцев 2022 года из-за технических неисправностей произошло 4,3 тыс. ДТП. Абсолютные цифры выглядят по-прежнему внушительно, однако динамика была нисходящей – данная причина приводила к авариям на четверть реже, чем за аналогичный период 2021 года. Однако существует вероятность ухудшения ситуации как из-за дисбаланса на авторынке, так и из-за сохраняющегося дефицита некоторых запчастей, затрудняющего надлежащее техобслуживание автомобилей. Ифанов указывал, что во многих европейских странах средний возраст автопарка сопоставим с российским, однако там техническое состояние большинства машин близко к идеальному. К этому стоит добавить качество дорог и топлива, также ускоряющее износ автомобилей, эксплуатируемых в РФ. Таким образом, непростая ситуация с доступностью более новых автомобилей и смещение спроса на вторичный рынок не только отражают текущую обстановку в экономике, но и заставляют обратить внимание на вопросы безопасности на дорогах в будущем.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
авторынок, автомобиль, россия
Поделиться
Похожие новости