Новость общества

Самое опасное в «Матильде» – ее пустота

Самое опасное в «Матильде» – ее пустота

Фото: кадр из фильма "Матильда"

13.09.2017 в 09:39:00
3414

Чаша терпения главы Минкульта РФ Мединского переполнилась – он готовит заявление.

«Могу сказать, что я долго терпел, но моя чаша терпения переполнена», – поделился с журналистами Владимир Мединский, добавив только, что вечером подготовит по «данной ситуации» заявление.

А ситуация такова.

Сеть «Синема Парк» и «Формула кино» не будут демонстрировать фильм Алексея Учителя «Матильда», в связи с угрозами в адрес кинотеатров.

Сеть кинотеатров «Московское кино» напротив, планируют демонстрацию «Матильды», а в руководстве сети «Пять звезд» сообщили, что решат вопрос с прокатом этого фильма в конце сентября.

В широкий прокат фильм «Матильда» должен выйти 26 октября.

Спор о том, какими были отношения между цесаревичем Николаем Романовым и Балериной Матильдой Кшесинской ведутся со времен этих отношений.

В Советское время большинство серьезных исследователей (искавших исторической правды, а не разговоров «про это») склонялись к тому, что это был только флирт, конец которому положила женитьба. 

Сегодняшнее «кипение» вокруг «Матильды» происходят от столкновения различных оценок: верующих и неверующих, оценок фантазии Алексея Учителя, разумеется «про это» в отношениях русского принца и балерины. Сами по себе, эти фантазии, даже воплощенные в фильме – пустота, то, чего никогда не было. И только чувства и страсти людей наполняют эту пустоту неведомой силой.

Вспоминается другая картина, созданная Ильёй Репиным «Иван Грозный убивает своего сына». Историкам известно, что сын Грозного умер от болезни и Иоанн IV никогда не поднимал на него руку.

«Убийство» Грозным сына – байка, выдуманная либералами начала ХХ века. Но сколько страстей кипело вокруг этой картины, выглядевшей как обвинительный приговор самодержавию, и потому угодившей в учебники. На этой картине Репина, как и в кинокартине Учителя изображено то, чего никогда не было. Не было вытаращенных, полных ужаса глаз обезумевшего старца, не было окровавленного юноши в его руках.

А что было?

После того, как Репин закончил эту картину, у него стала усыхать правая рука, всю оставшуюся жизнь он писал левой. А этот чудаковатый парень в руках безумного старца, весь залитый кровью (чистая фантазия Репина) совсем не случайно так похож на известного писателя Гаршина – Всеволод Михайлович позировал Репину, когда тот выписывал образ убитого сына.

Зачем Гаршин кинулся в лестничный пролет, размозжив себе голову и переломав кости — никому неизвестно. Помогавший воплощению пустой фантазии, сам стал жертвой этой пустоты, затянувшей его как в омут.

Провокационная пустота «Матильды» может оказаться опасной, если накачивать ее эмоциями. Обязать к прокату или запретить его — теперь уже одинаково плохо. Не лучше ли предоставить прокатчикам право свободного выбора «в связи с данной ситуацией»?

Автор: Сергей Коршунов
ТеГИ
«Матильда», Алексей Учитель
Поделиться
Похожие новости