Новость общества

«Самолёты возле забора»: сведут ли проблемы с запчастями российские авиаперевозки к минимуму?

«Самолёты возле забора»: сведут ли проблемы с запчастями российские авиаперевозки к минимуму?

pixabay

26.05.2022 в 16:19:00
4330

По информации Bloomberg, российская компания «Аэрофлот» якобы через несколько месяцев начнёт разбирать самолёты на запчасти. Парк иностранных самолётов в России может сократиться со второй половины 2022 года на две трети, писал «Ъ»

«Московская газета» решила разобраться, что ждёт российские авиаперевозки в связи прекращением импорта запчастей и комплектующих и как эта ситуация отразится на безопасности полётов.

Софт и комплектующие

Больше всего изнашиваются запчасти и комплектующие самолёта, связанные с двигателем, шасси и тормозной системой, рассказал «Московской газете» авиаэксперт Вадим Лукашевич.

«Такие запчасти надо менять раз в несколько десятков посадок самолёта. Причем бортовые компьютеры авиационных машин работают на западном программном обеспечении, лицензионном «софте», а это также важная часть оборудования, которая к нам пока не поступает», — пояснил Вадим Лукашевич.

Как отметил эксперт, бортовые компьютеры с западным софтом считывают данные о неполадках двигателя самолёта и отправляют их непосредственно западным разработчикам: «Если допустить, что и сегодня информация с бортовых компьютеров доступна западным специалиста, может быть, таким образом западным СМИ и стало известно о сроках износа деталей и агрегатов к «Аэрофлота?»

По словам Вадима Лукашевича, эти проблемы могут обнаружиться месяца через три. Примерно такое время назад западные издания заговорили о чём-то подобном, и эта информация до сих пор «витает в воздухе.

Человек, представившийся пилотом одной из дочерних компаний «Аэрофлота» и пожелавший сохранить анонимность, сообщил «Московской газете», что проблемы с запчастями — «раздутая тема».

«Запчасти давным-давно найдены, у «Аэрофлота» и его «дочек» полные склады запчастей. Поставки продолжаются, а единственным минусом стало увеличение сроков их доставки. Если говорить о большом количестве бортов на земле, так это происходит исключительно из-за того, что сегодня некуда летать», — сказал пилот.

По мнению лётчика, стоимость запчастей сегодня немного увеличилась, и связано это в первую очередь с отсутствием так называемого бартера, когда можно было обменять старые запчасти на новые, получив неплохую скидку.

«Предполагаю, что раньше напрямую брали у завода производителя, а сейчас работа идёт через посредников. Я даже клапана на мотоцикл два месяца уже жду. Наверное, запчасти сейчас приходят через третьи страны. Но наши техники уверяют, что всё меняется в сроки. «Аэрофлот» не разбирает самолёты на запчасти, это фейк, да и к осени такого не предвидится. Просто самолёты ждут своего часа. Да, вероятно, что-то снимается с одной машины и ставится на другой лайнер, но потом возвращается на места, это нормальная практика. Например, один самолёт вылетает сейчас, а другой — через пять часов. Со второго снимают запчасть — может быть, погодный радар, или какую-нибудь другую электрику — и ставят на первый. А на второй везут запчасть со склада», — объяснил собеседник издания.

Мораторий на запчасти

Западные страны ввели мораторий в отношении России на запчасти для самолётов, двигатели, на авионику, напомнил в комментарии «Московской газете» президент Шереметьевского профсоюза лётного состава Игорь Дельдюжов. По его словам, не исключено, что это приведет к тому, что в скором времени начнут снимать запчасти с других самолётов.

Комментарий пилота дочерней компании «Аэрофлота» о складах, полных запчастей, вызвал у председателя ШПЛС некоторый скепсис.

«Обычно не было никаких «складов» запчастей. Я летал на Boeing-767, нас тогда обслуживала инженерная служба американской компании. Мы могли вылететь с небольшой неисправностью из Москвы, прилететь в Нью-Йорк. В Нью-Йорке нам один блок вынули, другой вставили, всё по журналу, всё исправно. Запчасти приходили довольно быстро, задержки могли быть связаны скорее с растаможкой запчастей, чем с их доставкой. Но теперь всё иначе, — отметил Игорь Дельдюжов.

По мнению эксперта, сегодня провозить комплектующие через третьи страны вряд ли получится. Запчасти все номерные, видно, куда они уходят. Если российские авиакомпании будут пытаться получить их через третьи страны, то третьи страны получат санкции.

«Вопрос лишь в одном, как долго продлятся санкции? Если долго, то нашей авиации может быть весьма непросто. Она в основном состоит из импортных самолётов, и даже наш Superjet — на 70-80% импортный», — подчеркнул председатель ШПЛС.

«Московская газета» обсудила заявление пилота дочерней компании «Аэрофлота» со своим источником, бывшим бортпроводником одной из российских авиакомпаний. По мнению специалиста, запас имеющихся запчастей может закончится к сентябрю-октябрю текущего года.

«В теории, российские авиакомпании могут найти обход. Это как с оригинальными или неоригинальными автомобильными запчастями» — пояснил собеседник издания.

«Сделанными по западным лекалам, но со своеобразным китайским качеством?» — спросил журналист «Московской».

«Вроде того, — ответил источник. — Если задаться вопросом о безопасности полётов с такими запчастями, думаю, это менее безопасно, чем с оригинальными. Моё оценочное суждение. Если запчасти будут идти из Китая по «белой» схеме, то китайские компании получат санкции. А когда по «серой», тогда и предъявить официально фактически некому. Как купить Xiaomi на рынке или в «Связном». Вроде тоже самое, но...».

Слухи и вымыслы

В «Аэрофлоте» происходят кадровые перемены, добавил источник «Московской».

«Топ-менеджеры ушли из «Аэрофлота» после начала спецоперации в Украине. Многие посчитали, что неизбежна нехилая «просадка» по финансированию, а значит, могут сместить тех, кто неблагонадёжен и, как следствие, будут под них «копать». Плюс санкции сильно могут затормозить отрасль, поэтому и дефицит, скорее всего, неизбежен. Нужно будет как-то выкручиваться, поэтому они «автоматом» попадут в санкционный список. Но им это, скорее всего, не нужно, не для того они столько лет работали...», — говорит собеседник.

В свою очередь Игорь Дельдюжов отметил, что на неисправных самолётах никто летать не будет, так как пилоты — не самоубийцы.

«Вопрос в другом, будут ли страховые компании страховать самолёты и полёты, если там будут стоять какие-то аналоги запчастей? Рейсов уже стало меньше. Раньше, например, «Аэрофлот» летал в Самару три или четыре раза в день. Сейчас есть один рейс. Аэрогавани отказываются от незагруженных рейсов. Отсюда и уменьшение зарплат сотрудникам, и меньше расходов на топливо. Будет экономия, причем рейсы только с максимальной загрузкой», — сказал председатель ШПЛС.

В связи с дефицитом запчастей Росавиация и Минтранспорта дали соответствующие указания, как снижать износ рабочих систем самолётов.

«Было указание Росавиации очень аккуратно относиться к самолётам, не делать перегрузок, резко не тормозить. Потом было указание от Министра транспорта для аэропортов: — следить за состоянием взлётно-посадочной полосы, чтобы там не было посторонних предметов», — рассказал Игорь Дельдюжов.

Сокращение рейсов и направлений уже произошло, радикальное, во много раз — в связи с введением санкций, рассказал «Московской газете» заслуженный лётчик-испытатель РФ Александр Гарнаев.

«Это касается, прежде всего, запретов на полёты на территории, аэродромы, на страны. Это уже произошло. Парк «Аэрофлота» был ориентирован на прежний пассажиропоток, которого в ближайшее время, похоже, не будет, поэтому, этот парк гораздо больше, чем требуется под текущие объёмы работы. Вопрос не в том, что запчасти будут переставлять с самолёта на самолёт, это совершенно нормально, а в том, как пополнять их запас», — отметил Александр Гарнаев.

Напомним, что в работе авиации есть такой документ, как «Minimum Equipment List» — список неисправностей, с которыми можно летать.

Как пояснил Игорь Дельдюжов, среди таких неисправностей могут быть, к примеру, неработающие подлокотники кресла или перегоревшая лампочка. С более серьёзными неисправностями можно эксплуатировать самолет неделю. Но есть и такие, с которыми нельзя даже вылетать. Проще говоря, неисправность неисправности рознь.

Логично предположить, что в ближайшее время российские авиакомпании сократят количество рейсов — это вариант, чтобы не рисковать безопасностью полётов, сказал в беседе с журналистом «Московской газеты» бывший бортпроводник одной из российских авиакомпаний.

Собеседник издания также добавил, что с некоторыми неисправностями самолёты могут летать до года.

Как будет выглядеть процесс постепенного разбора самолётов на запчасти, который начнётся или не начнётся к осени этого года? И отразится ли вся эта ситуация на цене полётов для россиян?

«Про цену никто не говорит уже. Как всё это может выглядеть? Допустим, самолёт полетел в рейс, произошла какая-то неисправность, надо поменять запчасть: берут другой самолёт такого же типа, снимают с него запчасть и ставят этот самолёт «возле забора». Потом ещё на одном самолёте сломалась запчасть, её тоже снимают с первого самолёта. Таким образом, его потихоньку разбирают. Когда сломался десятый самолёт, и нужна запчасть, которой уже нет на первом разобранном самолёте, «к забору» ставят второй самолёт и разбирают его. За несколько месяцев так можно остаться без всего», — заключил Игорь Дельдюжов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
самолеты, проблемы, аэрофлот, запчасти
Поделиться
Похожие новости