Новость общества

Штрафы за парковку: стоит ли отдавать полномочия ГИБДД чиновникам

Штрафы за парковку: стоит ли отдавать полномочия ГИБДД чиновникам

Фото © «Московская газета»

17.06.2022 в 22:46:00
2597

«Депутаты Мособлдумы предложили передать чиновникам правительства Московской области полномочия по привлечению водителей к ответственности за неправильную парковку и принятию решения о принудительной эвакуации автомобильного средства на штрафстоянку», —рассказал «Московской газете» депутат Госдумы (ЛДПР) Ярослав Нилов

«Изначально эти полномочия принадлежат сотрудникам ГАИ», —напомнил собеседник издания.

Предложение депутатов Мособлдумы принято в первом чтении Госдумой.

«Москва движется в сторону указанной депутатской инициативы уже 10 лет, — сказал Ярослав Нилов в беседе с корреспондентом «Московской». — Хотя сейчас, конечно, нет того эвакуаторного бума, который был 6 лет назад. Вспомните, сколько было историй и скандалов. Но Московская область, похоже, понимая, что сотрудников полиции не хватает, решила, что можно взять на себя полномочия и самостоятельно штрафовать водителей. Мы, депутаты ЛДПР, видим здесь проблему. Когда в одних руках и организация дорожного движения и надзор — это опасно, могут возникать «ловушки» для водителей, то есть, необоснованно устанавливаться знаки «Стоянка запрещена» и таблички «Работает эвакуатор». В таких условиях коммерческие организации, занимающиеся эвакуацией транспортных средств, начинают работать в режиме «поиска жертвы».

Путаница с полномочиями по контролю за дорожным движением приводит к конфликтным ситуациям и пробкам на дорогах, уверен депутат.

«Как-то раз я столкнулся с ситуацией, когда автомобиль уже начали оформлять, составили протокол, зацепили колёса автокронштейнами, чтобы поднять его на эвакуатор. На моих глазах подошёл водитель транспортного средства, мой знакомый. Он сел в машину и сказал: «Убирайте кронштейны». Сотрудники эвакуационной службы отказывались это делать, но в итоге убрали», — рассказал парламентарий.

Очень часто, по словам политика, таксисты стоят под знаком остановка или стоянка запрещена, к ним подходят сотрудники автодорожной инспекции, требуют предъявить документы, чтобы оштрафовать. Но действующие у нас правила дорожного движения не устанавливают для таксистов особого порядка остановки в местах действия этих знаков, хотя всем понятно, что они ожидают пассажира у конкретного адреса, либо останавливаются для его высадки. И возникает конфликт.

«С инициативой депутатов Мособлдумы мы можем дойти до такой ситуации, когда улицы будут усыпаны знаками «Остановка запрещена», «Работает эвакуатор», и сами эвакуаторы будут создавать пробки, мешать движению и проезду оперативных служб, — считает Ярослав Нилов. — По правилам дорожного движения водитель не обязан никаким сотрудникам органов исполнительной власти, кроме исчерпывающего перечня лиц, показывать водительское удостоверение и документы на машину. Одновременно с этим административное законодательство обязывает прекратить эвакуацию, если водитель появился до того момента как автомобиль был погружен на эвакуатор, и тот начал движение в сторону штрафстоянки. Часто работники подобных организаций морочат водителям голову, пытаясь воспрепятствовать в возможности забрать машину».

В Мособлдуме хотят, чтобы правительство области вместе с заинтересованными эвакуаторщиками пополняло штрафами за парковку областной бюджет?

«Штрафы за нарушение административного законодательства идут в региональный бюджет. Коммерческие компании будут получать деньги с граждан за каждую эвакуированную машину. Возникает заинтересованность, чтобы больше штрафовать и эвакуировать, вешать больше запрещающих знаков, устанавливать больше камер наблюдения. И это может порождать нарушения. Когда в одних руках и администрирование, и привлечение к ответственности, появляется соблазн больше наказывать. А вот сотрудники ГАИ напрямую не заинтересованы в увеличении штрафов за парковку», — подчеркнул Ярослав Нилов.

«В Подмосковье распространяется типичная московская ситуация, когда штрафуют за парковку 10 водителей в день вместо желаемых 200», — сказал «Московской газете» автоэксперт, редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.

Эксперт отметил, что у ГИБДД такой возможности физически нет, и вот депутаты хотят навести такой порядок: «Эта тенденция будет расползаться и на Подмосковье. Раньше говорили, что платные парковки не пойдут дальше Бульварного кольца, а сейчас они уже перешли за МКАД. В области в крупных городах будет примерно та же история, пусть и в других масштабах. Идёт борьба за штрафы с водителями и автомобилями, а работа по наведению порядка сводится к борьбе за штрафы с водителей».

По мнению Кадакова, надо не только собирать штрафы, но и строить парковки — возможности для этого есть.

«Я, конечно, понимаю, что центр Москвы — это вещь сакральная, в том числе, и в плане отсутствия лишней площади. Но уж в области снести ветхие строения, убрать хлам и сделать парковки всегда можно. Вместо этого всё превращается в выписывание штрафов и эвакуацию, на которой зарабатывают частные компании, — отметил редактор журнала «За рулём». — Сращивание госструктур с частными — это не очень хорошо. В данном случае это приведёт не к увеличению парковочных мест, а к увеличению штрафов. Этот подход мне кажется порочным».

Платные парковки в Москве и области никого не радуют?

«В центре Москвы ставка по парковкам очень приличная, за эти деньги можно припарковаться в центре Парижа —по крайней мере, если речь идёт о подземной московской парковке: 450 рублей в час. В области не помню, какие тарифы, но это и там недешёвое удовольствие. Но ведь нельзя всё сделать платным. Что-то должно быть в нашей жизни условно бесплатным, потому что мы, так или иначе, оплачиваем всё за счёт тех или иных налогов. К сожалению, некоторым чиновникам и сотрудничающим с ними частным компаниям интересны именно платные парковки. В Москве сборы от штрафов идут на благоустройство города, будь то организация новых парковочных мест или обустройство новых детских площадок, а автомобилист в любом случае вынужден раскошеливаться. Я не знаю в Москве ни одного водителя, который сказал бы, мол «как здорово, у нас ещё в одном районе ввели платные парковки». Я живу недалеко от ТТК, радуюсь бесплатным парковкам, которые у нас ещё есть, и с ужасом жду, что всё может стать платным», — добавил автоэксперт.

Предложение депутатов Мособлдумы — нормальная мировая практика, считает автоюрист Вячеслав Каймин — другое дело, готова ли к ней наша страна.

«Так как многие привыкли сравнивать Россию по пути развития с США, можно и здесь сопоставить страны. В Штатах этот процесс именно так и реализован, мы перенимаем опыт: частные компании отыгрывают государственный тендер и в жёстких условиях контроля за своей деятельностью выполняют эти функции. Эвакуаторщик видит, что машина припаркована неверно, у него есть государственный или муниципальный тендер, и в рамках него он, никого не спрашивая, делает фотографию, заполняет чек и грузит автомобиль. Об этом было снято множество фильмов. И эта практика, скорее всего, правильна с точки зрения взаимодействия людей в гражданском обществе при урбанизации: при таком масштабном увеличении городов этот процесс неизбежен. Но тут есть одно главное «но»: готовы ли мы сейчас по этому пути идти? Я думаю, что вряд ли», — сказал Вячеслав Каймин.

Эксперт не исключает, что некоторые частные организации, возможно, попытаются зарабатывать на таких полномочиях деньги и всячески «оптимизировать» процесс, придумывать способы получения большей прибыли. Поэтому эти фирмы нужно будет контролировать, а инициативе депутатов Мособлдумы нужна будет тестовая практика в другом регионе.

«Фирмы-эвакуаторщики будут внимательно изучать условия, в которых владельцы автомобилей наиболее часто попадают в «капкан» непонимания: можно здесь припарковаться или нельзя? А если за этими компаниями будет установлен контроль, то тогда в тестовом режиме можно будет взять какой-то регион, не Москву или Санкт-Петербург, а, например, Тверскую область. Если из этого люди сделают правильные выводы, не возникнет социального напряжения, будет отлажена система мониторинга, а лица, действующие против законных интересов граждан, будут привлекаться к ответственности, и всё это заработает—тогда такой метод можно применить и в столице. Но пока это проблематично осуществить», — заметил автоэксперт.

Смогут ли россияне правильно парковаться и соблюдать ПДД без обилия запрещающих знаков и широкого применения административных наказаний?

«Из моего опыта работы в госструктурах, отвечающих за безопасность дорожного движения, я понял, что наши соотечественники обычно нарушают правила, если наказание незначительное», — добавил автоюрист.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
штрафы, парковка, гибдд, полномочия
Поделиться
Похожие новости