Новость общества

Следует ли в России ждать окончания дефицита новых автомобилей?

Следует ли в России ждать окончания дефицита новых автомобилей?

Фото © «Московская газета»

21.04.2022 в 11:13:00
3571

Эксперты допускают обвал продаж новых легковых авто в РФ на 50% в нынешнем году. Продажи по итогам 2022 года вполне могут ужаться на половину. Об этом сообщил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Алексей Калицев в рамках ежегодной конференции Ассоциации российских автомобильных дилеров, передает ТАСС

По его оценке, даже при лучшем раскладе, в России будет куплено до конца года лишь 800 тыс. «легковушек», при том что даже в прошлом году, когда лютовала пандемия, продажи подросли на 4,3% по сравнению с показателем 2020 года и составили 1,67 млн шт.

С чем связан такой неутешительный прогноз? Факторов несколько, причем не все они объясняются только санкциями. Хотя вклад последних в проседание отечественного авторынка несомненен. После повышения ставки ЦБ на фоне спецоперации на Украине кредиты стали неподъемны для подавляющей части населения. Даже недавнее смягчение денежно-кредитной политики на «целых» 3% погоды не поменяло. Автозаводы в стране закрываются, не поступают импортные комплектующие. Вдобавок проблемы с привозом иномарок, логистикой, основательно порушившейся еще в разгар пандемии. В общем, одно наслаивается на другое, сродни распутице на сельской дороге.

Первым ответом рынка на проблемы стало повышение цен на машины.

«Основная причина низкого спроса на автомобили сейчас — это их текущая цена. С начала года стоимость авто и комплектующих выросла в среднем на 50%. На данный момент она начала точечно опускаться в отдельных дилерских центрах, но снижение сейчас имеет скорее хаотичный характер. В данное время регулировка цен происходит со стороны дилеров, а не импортеров. В текущих условиях общий спад продаж связан с приостановкой поставок автомобилей и комплектующих. Дополнительно существенно влияние оказывают текущие ставки по автокредитованию. Потребители не готовы приобретать кредитные продукты при ставках 20% годовых и выше. В марте продажи авто уже показали существенный спад — 60%, и подобная динамика будет сохранятся в апреле. Сейчас сложно сказать, каким моделям будут отдавать предпочтение потребители в будущем, но можно предположить, что соотношение брендов изменится», — рассказал «Московской газете» Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОDОМ».

В связи с создавшейся ситуацией эксперты предрекают рост спроса на машины китайского производства и подержанные авто.

«На текущий момент, — отмечает Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр», — поставки автомобилей и комплектующих приостановлены. Вместе с этим, текущая ставка по автокредитованию варьируется от 16 до 25%. Поэтому в данной ситуации автомобили покупают те потребители, которым они действительно необходимы. В основном клиенты отдают предпочтение автомобилям китайских производителей и брендам массового сегмента. Сейчас есть запас автомобилей у дилеров, однако, он конечен. Даже если ситуация с поставками нормализуется осенью, дефицит может продлиться в течении 2023 года. Возможно, спрос сместится в сторону автомобилей с пробегом, поскольку сейчас этот сегмент насыщен предложениями, и цены на нем постепенно снижаются».

Впрочем, если Центробанк продолжит линию на снижение ставки, это может дать небольшой шанс на оживление авторынка.

«Остановка заводов и новых поставок машин в первый весенний месяц заставили дилеров кратно сокращать продажи и делать акцент на выживании бизнеса. Точнее можно дать сейчас прогнозы по итогам первого полугодия 2022 года, когда скорее всего будет реализовано 460—490 тысяч новых автомобилей по сравнению с 871 тысячей за аналогичный период прошлого года. И это при условии, что в мае—июне «китайцы» смогут нормализовать поставки машин и комплектующих, продажи АвтоВАЗа останутся хотя бы на уровне нынешних значений, а у корейцев — подрастут до 8–10 тысяч автомобилей в месяц. На фоне высоких ценников из-за острого дефицита новых автомобилей на рынке покупательский спрос также может подстегнуть снижение ставок по автокредитам в случае корректировки ключевой ставки ЦБ», — сообщил «Московской газете» Сергей Власов, эксперт маркетплейса «Банкавто».

По мнению аналитика, главным фактором для стабилизации авторынка в ближайшие месяцы может стать относительная нормализация внешнеполитического фона. Это может отогреть «замороженные» в марте каналы поставок комплектующих и запустить остановленные заводы. Однако пока о сроках окончания напряженности говорить сложно.

Нынешняя ситуация сопоставима с шоком, не так давно пережитым рынком в связи с локдауном.

«Апрель 2022 года может оказаться близок к антирекорду продаж. Прежний антирекорд апреля был установлен в 2020 году, когда в условиях закрытия дилерских центров крупных городов на период локдауна из-за пандемии COVID-19 было реализовано лишь 38 922 новых автомобиля. Даже Lada тогда не смогла продать и 10 тысяч новых машин, а основные объемообразующие марки «довольствовались» сбытом в среднем в 2–4 тысячи новых а/м. Предпосылок для такого прогноза немало. В апреле, как минимум, три недели не будет собирать машины АвтоВАЗ, персонал отправлен в корпоративный отпуск. Кроме того, еще в марте в Тольятти объявили, что перестают принимать заказы от дилеров на май — не решены вопросы локализации комплектующих. У Kia и Hyundai остаются острые проблемы логистики для полноценной работы производств на «Автоторе» и на заводе под Санкт-Петербургом. Российские заводы Renault, Nissan и Toyota пока тоже не объявляли, что готовы возобновить сборку. Разве что в Калуге будто бы ищут другие пути поставок деталей для Skoda и Volkswagen, не через Польшу, а, например, через Турцию. Но и здесь, по информации на начало апреля, не ждали запуска производства в первой половине года», — отмечает Сергей Власов.

Чего автолюбителям ждать в дальнейшем?

«Во-первых, это возможность возврата или продолжение бойкотирования российского авторынка рядом международных автоконцернов. Во-вторых, решение проблемы с комплектующими для российского автопрома и восстановление работы заводов. В-третьих, сроки восстановления покупательского спроса. Вряд ли кто будет готов покупать в ближайшие месяцы стоящие в шоу-румах автомобили, в том числе и китайского производства, по завышенным ценникам. В любом случае западные производители, сохраняя санкционное давление на Россию, повышают риски потери своей доли рынка. Даже решив вернуться, они не смогут восстановить положение с учетом изменившихся условий: за это время, скорее всего, изменятся привычки и предпочтения потребителей, а обедневший модельный ряд вернувшихся западных автоконцернов уже не сможет составить конкуренцию широкому ассортименту прежде всего китайских марок», — подчеркнул эксперт.

Не слишком ли пессимистичен представленный прогноз, и можно ли сказать, что россияне все больше будут становится «безлошадниками», предпочитающими личному авто общественный транспорт?

«Тут работает комплекс факторов, во-первых — это нехватка предложения. Иностранные автопроизводители и поставщики комплектующих объявили об уходе из России и прекращении поставок. Это значит, что в Россию не будет ввезено новых иностранных автомобилей, а автомобили, которые ранее собирались в РФ, не будут собраны из-за нехватки комплектующих. Во-вторых, на фоне недостатка предложения, цены на автомобили растут в цене и тем самым снижают спрос из-за нехватки средств у покупателей. В-третьих, покупатели не могут воспользоваться банковским кредитованием из-за резко подорожавших банковских кредитов. Не будем забывать и росте курса доллара к рублю. Несмотря на то, что он сильно упал с пика в 120 рублей за доллар, цена в 77 рублей в любом случае дороже начала года. Поэтому даже китайские и корейские автомобили, которые не уходили из России, сейчас стоят дороже. Спрос будет оставаться высоким на автомобили, которые можно использовать в коммерческой деятельности. То есть на дешевые автомобили, пригодные для такси, и грузовые автомобили для перевозок грузов.

Продажи автомобилей не упадут полностью, поскольку автолюбители не готовы, а иногда и не могут пересаживаться на общественный транспорт. И готовы даже переплачивать за автомобиль. Но вернется практика ввоза подержанных автомобилей из-за границы, которая и будет удовлетворять спрос», — сказал «Московской газете» Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал».

«Причин снижения продаж может быть несколько. Во-первых, это может быть связано со снижением доходов населения из-за сложной ситуации в экономике. Во-вторых, на это могут повлиять прекращение работы в РФ ряда мировых автопроизводителей, только два примера. Буквально вчера в СМИ вышло сообщение о том, что General Motors якобы окончательно уйдёт из РФ, а концерн Stellantis приостановил работу своего завода в Калуге. Ранее многие другие автопроизводители приостановили поставки новых автомобилей и сборку моделей в РФ. В-третьих, на это может повлиять ужесточение условий заимствования, что лишит автомобильный рынок части потенциальных покупателей. Однако, учитывая любовь к автомобилям со стороны граждан и расстояния в стране, ездить на них всё равно будут, а значит – и покупать. Будущее отечественного автомобильного рынка зависит от того, как будет складываться ситуация в дальнейшем. Скорее всего, могут произойти структурные изменения автомобильного рынка. Так, может увеличиться доля подержанных машин, на них будут ездить дольше. Кроме того, не исключено, что станут достаточно массовыми поставки из других стран новых автомобилей временно ушедших марок. Не исключено появление в РФ автомобильных марок, которых раньше здесь не было. Всё это будет способствовать сохранению разнообразия на отечественном автомобильном рынке. В стране могут развиться коллективные формы владения и эксплуатации автомобилем. Может увеличиться объём услуг каршеринга, лизинга, аренды транспортных средств. В целом, поездок на автомобилях в стране меньше не станет, даже если их продажи сократятся», – сказал «Московской газете» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
россия, дефицит, автомобили, дилеры
Поделиться
Похожие новости