Новость общества

Стали известны причины роста отпускных цен на гранит и щебень в России

Стали известны причины роста отпускных цен на гранит и щебень в России

фото: freepik

20.12.2022 в 13:04:00
3644

На страницах «Московской газеты» прозвучала невольная полемика по этому поводу уральских и карельских добытчиков гранита. Пока более аргументированной выглядит позиция последних. Впрочем, российского покупателя жилья (гранит используется, в частности в изготовлении железобетонных изделий) эти аргументы могут не порадовать

Чей гранит в Москве?

«В последние месяцы повышения цены на гранит не было — рассказали «Московской газете» на камнеобрабатывающем предприятии ООО «Арлеон Стоун Карелия». — Но в целом гранит дорожает каждый год. Бывает, что и два-три раза в год. На 10%, на 20%. Почему это происходит, надо спрашивать у добывающих карьеров».

Испытывают ли камнеобрабатывающие предприятия Карелии трудности? Может быть, в импорте оборудования и комплектующих?

«У нас всё оборудование китайское, — ответили в «Арлеон Стоун Карелия». — Себестоимость обработки камня у нас не повышается. Трудности — только со сбытом: идёт спад торговли. Гранит мы продаём в основном на строительство. И спрос не такой, какого хотелось бы. Но производство мы пока не сокращаем, людей на неполную занятость не переводим».

Карельский гранит далеко не единственный на рынке, Урал добывает гранита в несколько раз больше, сообщили на предприятии.

Как сообщил «Московской газете» источник в гранитной индустрии Урала, гранит там, в отличие от карельского, только дешевеет.

«В интересах госстроительства заказывать гранит на Урале, где он в 3 раза дешевле, — считают гранитодобытчики региона. — Большой разницы в свойствах и качестве между карельским и уральским гранитом нет. При этом у уральских предприятий никогда не было и не будет проблемы с импортным оборудованием, потому что есть российское оборудование и есть китайское», — считают в регионе.

Об чей гранит ломаются дробилки (китайские)

В руководстве карьера «Беломорский» (Карелия) «Московской газете» подтвердили рост отпускных цен на гранит и щебень и объяснили причины. Одна из причин — износ добывающего оборудования.

«Оборудование в этой сфере, по большей части европейского производства, — рассказали в руководстве «Беломорского». — Теперь оно в санкционном списке. А, например, китайская дробилка на каком-нибудь карьере в Архангельской области работает, в лучшем случае, полмесяца. Для того привезти необходимую запчасть нужен месяц, иногда три. Со шведскими и финскими дробилками таких поломок не происходит. Сейчас мы изучаем возможность наладить выпуск необходимых для ремонта оборудования запчастей в России. Но, к сожалению, наш бизнес не имеет доступа к чертежам западного оборудования. На сегодняшний день стоимость ремкомплекта для дробилки выросла на 400-500% (в 4-5 раз). На данный момент мы подняли отпускные цены на гранит на 20%».

Тому есть ещё несколько причин, рассказал собеседник издания: «При всех этих проблемах с оборудованием, о которых я вам рассказал, в карьере на производстве работает около 60 человек, им надо платить зарплату. С учётом выросшего МРОТ. Надо также оплачивать работу охраны карьера, содержание автомобилей, техники. Дробилки работают либо на дизельном топливе, либо на электроэнергии, которую надо подключать от ЛЭП».

Но самые интересные издержки, которые тоже приходится закладывать в цену продукции — логистические.

«Наличие или отсутствие железнодорожных вагонов, возможность отправлять нашу продукцию партиями по 5, 10, 15 вагонов. Нам так выгоднее, а ж/д-станция ставит нам условие: не меньше 40 вагонов. Разгрузить 40 вагонов за сутки — нереально. «Ну, раз нереально — платите простой», — отвечает ж/д-станция. А мы бы хотели отправить 10 вагонов — одному заказчику, 5 — другому и 15 —третьему. А получатель иногда вынужден отказываться от такого объёма, понимая, что он его не переварит. Бывает, дают вагоны, в которых раньше был уголь, и нам приходится чистить их за свой счёт. И это мы тоже включаем в цену, и за это в итоге платит российский потребитель. Взаимодействие с РЖД затрудняет сотрудничество с некоторыми ж/д-станциями. Мы пользуемся и другим способом доставки нашей продукции — баржами, по воде. Но и тут всё не сказать, чтобы просто, к тому же, как вы понимаете, такой способ тоже требует дизельного топлива. Цена на гранит вообще привязана к цене топлива», — сообщил представитель «Беломорского».

Карельский гранит как-то отличается по свойствам от уральского? И какой из этих видов гранита более подходит для массового жилого строительства?

«Самый важный показатель для гранита — прочность, — отметил эксперт. — Прочность, твёрдость, плотность. У темных пород гранита этот показатель выше. И такие разрезы этой горной породы есть только в Карелии. Уральский гранит легче добывать, при его добыче дольше служат дробящие части оборудования, себестоимость производства щебня — меньше. Плюс, на Урале удобнее обеспечить подачу электроэнергии для работы дробилок. Есть ещё такой показатель, как радиоактивность гранита. У нашего гранита это 122 беккереля на килограмм. Это максимально «чистый» гранит. А есть карьеры, где добывается гранит с радиоактивностью 369 беккерелей на килограмм, и это уже определённые ограничения на использование в гражданском строительстве. Что касается уральского гранита, его можно использовать в малоэтажном строительстве, в строительстве отмостков зданий и сооружений, в неответственных конструкциях, в блоках, которые кладутся под фундамент».

Карельский гранит используется в изготовлении железобетонных изделий, в строительстве мостов, эстакад, подземных коммуникаций, метрополитена, рассказал собеседник «Московской газеты».

«Наши покупатели — крупные подрядчики, бетонные заводы, площадки перевалки щебня, иногда — отдельные предприятия, которые берут гранит и щебень для собственных нужд. Мы поставляем нашу продукцию в ХМАО, ЯНАО, Архангельскую область, также работаем и с Москвой, — отметили в руководстве. карельского карьера по добыче гранита «Беломорский». — Увеличение себестоимости добычи коснулось не только гранита, но и всех нерудных инерционных полезных ископаемых в России».

Дорогие РЖД

Щебень не сильно подорожал, подорожали услуги на перевозку железнодорожным транспортом, сообщили «Московской газете» в руководстве бетонного завода «Юганск-строй» в Ханты-Мансийском автономном округе.

«Щебень нам приходит с Урала. Скорее всего, существует дефицит железнодорожных вагонов. Несколько месяцев назад с этим было тяжело. Сейчас — не строительный сезон, поэтому проблема пока не так актуальна. Мы поставляем бетон застройщикам в Нефтеюганске, Сургуте и Когалыме. Щебень для производства мы отбираем по таким показателям, как морозостойкость, водонепроницаемость, прочность», — отметили на предприятии.

Так чей гранит (и дробилки) крепче?

«Разница между карельским и уральским гранитом, конечно, должна быть, — рассказал «Московской газете» один из геологов Кузбасского горнодобывающего университета. — Насчёт уральского гранита мне трудно сказать точно, а вот сибирский гранит в сравнении с карельским менее прочен и более радиоактивен. В принципе, дробильное оборудование при работе с карельским гранитом действительно должно изнашиваться быстрее. Как показывает практика, российские и китайские дробилки ломаются быстрее западных — таких, например, как Sandvick. Но таких сейчас на рынке практически нет. Так что карельским карьерам придётся тщательно подбирать китайские дробилки».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
гранит, щебень, цены, россия
Поделиться
Похожие новости