Новость общества

Удастся ли сохранить Ижевский автомобильный завод в условиях тяжёлого кризиса?

Удастся ли сохранить Ижевский автомобильный завод в условиях тяжёлого кризиса?

Фото © «Московская газета»

30.07.2022 в 22:17:00
3506

После пяти месяцев простоя коллектив Ижевского автозавода обратился за помощью к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию и спасти предприятие от полной остановки. Как отмечается в открытом письме профсоюзной организации, завод простаивает с марта из-за отсутствия зарубежных комплектующих для производства автомобилей

Основной и практически единственной продукцией бывшего завода «ИжАвто», ныне носящего официальное название «LADA Ижевск», в последние годы является модель Lada Vesta, которая выпускается с 2015 года и до сих пор лишь на 40% состояла из отечественных деталей. Когда началась волна ухода иностранного бизнеса из РФ и прекратилось сотрудничество с концерном Renault, такая зависимость от зарубежных поставщиков привела к временному коллапсу АвтоВАЗа. С июня основная площадка компании в Тольятти постепенно возобновляет выпуск некоторых моделей, комплектации которых также пришлось упростить из-за отсутствия иностранных узлов. Так, модели Granta и Niva Legend лишаются подушек безопасности и АБС. Что касается «Весты», уровень её локализации остался таким же, как на момент запуска, поэтому сборка этой модели пока не может возобновиться.

Новый руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов, возглавивший фирму после разрыва с Renault, сказал, что Vesta вернётся на конвейер не раньше середины 2023 года. Соответственно, ещё почти год загрузить Ижевский завод будет просто нечем? Сейчас почти 3000 сотрудников предприятия заняты на временных работах по федеральной программе помощи. В профсоюзе отмечают, что высококвалифицированные специалисты вынуждены стричь траву и убирать мусор, пока их навыки по производству автомобилей не востребованы. Но главное даже не это, а то, что руководство АвтоВАЗа, кажется, вознамерилось забрать у Ижевска производство «Весты».

Как сообщают источники на предприятии, в удмуртской столице в ближайшее время соберут кузова для 240 машин нового поколения Lada Vesta NG из имеющихся запасов комплектующих, после чего производство седана переедет на головной завод в Тольятти. Такую же информацию приводит в своём открытом письме и профсоюз «ИжАвто». Именно такая перспектива больше всего обеспокоила ижевчан. Предположительно, руководство АвтоВАЗа посчитало, что Ижевский завод с его мощностью в 120 тысяч машин в год не сможет удовлетворить будущий спрос на «Весты», который может составить до 250 тысяч авто в год. Однако авторы обращения к Путину отмечают, что максимальный годовой спрос на эту модель достигал 130 тысяч при тогдашней цене не выше 800 000 руб. за машину, а сейчас стоимость Lada Vesta ушла выше полутора миллионов, поэтому взрывного роста покупательского интереса ожидать не стоит.

Взамен в Удмуртию вроде бы обещают перенести производство электрических универсалов Lada Largus. Но, во-первых, эта модификация ещё только разрабатывается и пойдёт в серию лишь через 2-3 года, а во-вторых, российский рынок вряд ли будет нуждаться больше чем в тысяче таких электрокаров в год. Поэтому при таком сценарии предприятие в Ижевске ждут масштабные сокращения – по оценкам профсоюза могут быть сокращены до 70% сотрудников. Работники Ижевского автозавода призывают не допустить фактического закрытия предприятия. И на защиту завода, кажется, активно встали республиканские власти. Ещё в середине июня с сотрудниками автозавода встретился глава Удмуртии Александр Бречалов. Он честно сказал, что ситуация с заводом непростая, однако пообещал, что закрывать производство ни в коем случае не будут, и подкрепил свои слова ссылкой на позицию министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Бречалов отметил, что сейчас идёт проработка дальнейших перспектив «LADA Ижевск» и того, какие модели там будут выпускаться, а на это время сотрудники будут заняты на других работах.

А уже сегодня, после публикации письма к Путину, с председателем профсоюза «ИжАвто» Виктором Назаровым ситуацию обсудил премьер-министр Удмуртии Ярослав Семёнов. Глава республиканского правительства также заверил, что завод продолжит работу, а трудоустройство тех сотрудников, которые всё же решат в трудный период сменить место работы, будет под особым контролем властей. Иными словами, руководство республики дало свои гарантии заводчанам на сохранение предприятия, а топ-менеджменту АвтоВАЗа подан соответствующий сигнал о заинтересованности региона в сохранении автопрома в Ижевске.

Между тем, проблемы на Ижевском автозаводе начались не вчера. Ещё в 2016 году аналитики журнала «Авторевю» предполагали, что Ижевский завод АвтоВАЗу придётся закрывать, а производство «Весты» — переносить в Тольятти. Организация выпуска модели Lada Vesta именно в Ижевске – волевое решение тогдашнего главы концерна Бу Андерссона, которое подвергалось критике экономистов. Эксперты отмечали, что в середине 2010-х годов АвтоВАЗ понёс рекордные убытки из-за недозагрузки главного завода в Тольятти. Он рассчитан на выпуск миллиона машин в год, а выпускал лишь по 400-420 тысяч. И произошло это не в последнюю очередь из-за распыления ресурсов на две площадки – тольяттинскую и ижевскую. Автоэксперты называли единственным резоном для такого решения социальную нагрузку, которую на АвтоВАЗ возложило государство. Иным путём сохранить «ИжАвто» было невозможно, а при его закрытии Удмуртия одномоментно лишалась 3,5 тысяч рабочих мест. В 2010 году на высшем уровне, с участием Владимира Путина и первого президента Удмуртии Александра Волкова было принято решение завод сохранить.

К 55-летию завода, отмечавшемуся в 2020 году, местные СМИ много писали об истории и современном состоянии Ижевского автозавода. Предприятие зарождалось на рубеже 1960-1970-х годов благодаря покровительству секретаря ЦК КПСС и министра обороны СССР, маршала Дмитрия Устинова, курировавшего промышленность Ижевска. Начав с выпуска копий «Москвичей» завод развился до разработки и выпуска собственных моделей марки «Иж». В 1990-е и 2000-е годы в России «Иж» был наиболее известен своими небольшими фургонами, популярными у малых предпринимателей. В начале XXI века в Ижевске даже собирались бюджетные модели Kia и Nissan. Но в итоге рыночная конкуренция вынудила «ИжАвто» прибегнуть к помощи АвтоВАЗа, сперва перейдя на выпуск его моделей, а затем и слившись в единое предприятие. Тем не менее Ижевский автозавод остаётся одним из известнейших предприятий Удмуртии и визитной карточкой промышленности республики наряду с такими оборонными предприятиями, как концерн «Калашников». И как представляется, дальнейшая судьба завода во многом будет зависеть от того, насколько эффективно региональные власти смогут пролоббировать его интересы на федеральном уровне.

На сегодняшний день ресурсы для продвижения нужных решений такого характера у главы региона скорее всего есть. Бречалов пользуется поддержкой президента, пожелавшего ему успехов в выдвижении на второй губернаторский срок в сентябре. Самому главе республики перед выборами также ни к чему негативные новости про умирание одного из крупнейших предприятий региона, поэтому он наверняка приложит определённые усилия для выживания Ижевского автозавода. Как раз к концу августа АвтоВАЗ должен сформировать окончательную стратегию дальнейшего развития обеих производственных площадок. Возможно, пробить сохранение производства «Весты» в Ижевске и не удастся, особенно если решение о переносе её выпуска в Тольятти уже принято. Но и электрическим Ларгусом с мизерным тиражом и началом выпуска через 3 года ижевчане тоже вряд ли удовольствуются. А значит есть шанс в обещанной стратегии развития АвтоВАЗа увидеть некий третий компромиссный вариант, который позволит загрузить мощности обоих предприятий с минимально возможными потерями для персонала Ижевского завода.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Ижевский автомобильный завод, машины, автомобиль
Поделиться
Похожие новости