Новость общества

В МАДИ прошёл первый в России форум по системам автомобильной безопасности

В МАДИ прошёл первый в России форум по системам автомобильной безопасности

Фото © «Московская газета»

27.09.2024 в 17:10:00
7564

В Москве на площадке Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) 26 сентября состоялся первый российский форум «Безопасность электронных систем автомобиля: проблемы и перспективы развития. Функциональная и кибербезопасность»

В рамках мероприятия прошли выступления и дискуссии экспертов в области систем автомобильной безопасности и представителей компаний-разработчиков таких систем. Среди прочего специалисты обсудили особенности нормативного регулирования сферы безопасности электронных систем автомобилей, в том числе высокоавтоматизированного транспорта, а также современное состояние и перспективы разработки технических решений в области функциональной и кибербезопасности автомобилей. Также на форуме представили мобильный тренировочный класс ПАО «КАМАЗ», в котором могут проходить обучение специалисты в области систем автомобильной безопасности. С участниками форума побеседовал главный редактор «Московской газеты», основатель Московской медиагруппы Валерий Ивановский.

Ректор МАДИ Артём Ажгиревич отметил, что мероприятия, направленные на развитие науки и образования в автомобильной и дорожно-строительной отраслях проводятся на регулярной основе.

«Этот форум является первым по функциональной и кибербезопасности автомобиля и пока единственным в России. Связано это с тем, что долгие годы основные компетенции были у иностранных компаний. Тематика форума актуальна еще и потому, что после ухода зарубежных предприятий у нас появился определенный «пул-ап», — сказал Артём Ажгиревич.

По его словам, перед отраслью стоит непростая задача — сформировать собственную научную школу в этом направлении, а МАДИ стать не только центром компетенций, но и серьезным партнером автопроизводителей в рамках развития научно-исследовательской деятельности и подготовки высококвалифицированных кадров.

Среди ожидаемых итогов форума ректор МАДИ назвал объединение специалистов как среди экспертов, так и из числа научного сообщества, представителей предприятий, выработать единую политику, определить основные направления и далее уже вместе выстраивать работу с точки зрения освоения, в первую очередь, компетенций, развития, создания новых разработок, направлений.

«Наши индустриальные партнеры — основные автопроизводители, в первую очередь, компания «АВТОВАЗ», с кем мы очень плотно взаимодействуем по максимальному количеству направлений. Однозначно по итогам форума будут внесены изменения в наши действующие образовательные программы, расставлены основные акценты. Мы действуем исходя из тех требований, которые нам предъявляет отрасль, стараемся соответствовать им, обеспечивать сферу квалифицированными кадрами. Поэтому, если возникнет необходимость создания кафедры, значит будем решать этот вопрос», — подытожил Артём Ажгиревич.

Вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АО «АВТОВАЗ» Сергей Громак отметил важность сотрудничества компании с МАДИ по ряду направлений.

АВТОВАЗ, по его словам, старается стать для коллег из МАДИ полигоном отработки новых идей, новых технологий.

«И для нас — это выгодно. Это (сотрудничество — прим. ред.) не какой-то благотворительный шаг с нашей стороны, потому что те ребята, которые учатся в МАДИ, завтра придут к нам же. И чем лучше они будут знать о работе компании, чем лучше они будут знать современное автомобильное производство, тем легче нам будет работать в условиях острого кадрового дефицита», — подчеркнул представитель АВТОВАЗа.

Обсуждаемые на полях форума вопросы Сергей Громак назвал актуальными и даже «перезревшими»:

«В современном автомобиле десятки электронных блоков управления — мини-компьютеров. С одной стороны, это прогресс, это улучшение потребительских свойств автомобиля, его технических характеристик. С другой стороны, и дополнительные точки уязвимости. К сожалению, в предыдущие годы, когда на территории России работало множество международных автоконцернов, они не делились разработками по части той же кибербезопасности с российскими партнерами. И для нас это во многом был такой «закрытый ящик». Поэтому сейчас это новое развивающееся направление, где еще предстоит сформировать подходы, стратегии, где стандарты и протоколы. Это поле для объединения усилий научных центров, вузов, таких как МАДИ и промышленных предприятий, таких как АВТОВАЗ», — подчеркнул Громак.

По его словам, всего за год компания смогла перенести сотни терабайт информации из-за рубежа на российскую инфраструктуру, поменять технологическое оборудование для обеспечения сферы IT.

Начальник управления внешних связей ФГБОУ ВО «МАДИ» Татьяна Кременецкая подтвердила компетенции вуза в рамках прикладных направлений эксплуатации автомобилей.

«Мы как автомобильный университет, готовящий, в том числе специалистов по эксплуатации систем автомобилей, как никто другой знаем об этом. Мы работаем в системе «дороги, которые мы строим — движение на дорогах — автомобиль», — сказала она, добавив, что России нужны специалисты по различным направлениям подготовки, которые взаимодействуют между собой, решая общие поставленные задачи для развития транспортного комплекса страны.

Отметила Татьяна Кременецкая и стоящую перед вузом стратегическую задачу: МАДИ – центр компетенций по подготовке кадров по безопасности электронных систем автомобиля.

Значимость форума оценила кандидат юридических наук, доцент, директор института повышения квалификации и переподготовки кадров транспортно-дорожного комплекса (ИПК МАДИ) Эльвира Надысева.

По ее мнению, люди всегда должны обмениваться информацией и опытом.

«Мы передаем друг другу новые знания, открываем новые возможности посредством коммуникаций в той или иной сфере. Если это качественный обмен, то это всегда перспектива развития нашего будущего. IT-технологии это великолепно, я сама изучаю кибербезопасность, как юрист пишу о безопасности. Такие форумы востребованы и необходимы для обмена опытом. Это интересно еще и тем, что проходит оффлайн, в формате живых встреч», — сказала Эльвира Надысева.

Генеральный директор инженерной компании «Экварта» Алексей Палаев в беседе с главным редактором «Московской газеты» согласился с коллегами в том, что рост количества управляющих электронных систем в автомобиле увеличивает их опасность, т.к. отказы этих систем могут привести к нежелательному поведению автомобиля. И именно поэтому эти вопросы сейчас стали важными и актуальными:

«Мы принимаем самое непосредственное участие, помогаем, анализируем безопасность систем, даем рекомендации разработчикам, какие технические решения и механизмы безопасности необходимо внедрить, чтобы повысить уровень безопасности».

Практическая значимость форума, по его словам, заключается в том, что на нем собираются ведущие производители, поставщики оборудования и квалифицированные эксперты для обмена опытом друг с другом в одном информационном поле.

Одной из самых значимых проблем автомобильной отрасли сегодня остается отсутствие инженерных кадров отметила коммерческий директор компании «Экварта» Мария Звягинцева. С точки зрения функциональной безопасности, кибербезопасности есть огромный запрос на квалифицированных специалистов.

«Нехватка инженерных компетенций в области безопасности наблюдается практически на каждом предприятии автомобильной отрасли. Мы как инженерная компания, у которой есть опыт ведения таких работ, хотим передать этот опыт в вузы, чтобы они начинали готовить инженерные кадры, востребованные для бизнеса. Мы приходим в компании, обучаем, проводим обучающие тренинги. Однако, если заложить эти знания в базу подготовки инженеров, это повысит эффективность обеспечения отрасли кадрами. Сегодня мы подписываем соглашение с МАДИ о стратегическом сотрудничестве», — подытожила Мария Звягинцева.

ТеГИ
МАДИ, форум, автомобильная безопасность
Поделиться
Похожие новости