Новость общества

Внутренний туризм в России стал востребован, но есть очевидные проблемы

Внутренний туризм в России стал востребован, но есть очевидные проблемы

Фото © «Московская газета»

20.05.2024 в 12:24:00
1130

В свете закрытия для россиян ряда зарубежных направлений просторы РФ стали выглядеть «золотой жилой» для внутреннего туризма. Однако на сегодняшний день отрасль испытывает недостаток доступной и качественной инфраструктуры, рассказали собеседники «Московской газеты»

Член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев проанализировал возможности и проблемы внутреннего туризма в России на примере такого набирающего популярность направления, как Алтайский край:

«И для внутреннего туризма, и для привлечения иностранных путешественников у Алтая неисчерпаемый потенциал. По моей оценке, регион может привлекать более 4 млн туристов в год. За прошлый год там побывало 2,3 млн путешественников, однако есть несколько сдерживающих факторов: во-первых, у Алтая нет всесезонной инфраструктуры для обеспечения стабильного круглогодичного спроса, как, например в Краснодарском крае.

Впрочем, это неудивительно. Чтобы создать на Алтае такую же сказку как в Сочи нужно провести как минимум Олимпиаду для привлечения крупных инвестиций. У местного бизнеса нет столько денег для обеспечения комфортного проживания туристов. Путешественники предоставлены порой сами себе. Им самостоятельно нужно решать вопросы с тем, как добраться до тех или иных достопримечательностей. Даже вопрос с покупкой продуктов питания до конца не решен. Не говоря уже об отсутствии персонала, который готов предоставить соответствующий сервис.

Во-вторых, хотя в Алтайском крае создана целая ОЭЗ «Алтайская долина», ее участники работают разрозненно, каждый сам по себе. Сам проект откровенно «сырой». До сих пор не учтены нагрузки на экосистемы (а ради этого люди и приезжают), даже толком не просчитан туристический трафик. Местные власти даже не знают, кого они хотят завлекать. Если жителей крупных мегаполисов, то они ожидают получить комплексные услуги. Платежеспособных туристов советским брендом «Алтай» и обычными достопримечательностями не заманишь. Зачем петербуржцу ехать на Алтай, если он может получить все те же впечатления единения с природой, отправившись в соседнюю Карелию с палаткой? И при этом дешевле, чем на Алтае, где завышенная цена пока совсем не соответствует качеству услуг».

По мнению Дмитрия Тортева, для создания туристического кластера с сохранением существующей экосистемы нужно вкладывать десятки миллиардов рублей.

«Одним районам необходима газификация, другим – модернизация электрических сетей. Всему кластеру нужно создание транспортной инфраструктуры. Однако местные власти решили почему-то сосредоточиться на раскрутке и без того известного бренда (судя по планам развития территории). В-третьих, до Алтая нужно еще добраться с другого конца страны. И цена на билеты отпугивает потенциальных туристов. Уже поднимался вопрос о льготных билетах, но авиакомпаниям с 2022 года потребовались субсидии для поддержания стабильного внутреннего сообщения по всей стране, и пока стало не до «точечных» программ», — отметил член экспертного совета комитета ГД РФ по защите конкуренции.

С одной стороны, внутренний туризм в России стал очень перспективен и востребован, рассказал «Московской газете» транспортный эксперт, совладелец туристической фирмы «Сусанин» (Челябинск) Яков Гуревич:

«Люди используют любую возможность отдохнуть на родине, потому что с заграницей проблемы. С другой стороны, есть очевидные проблемы с инфраструктурой, с гостиничным комплексом. Мест размещения для туристов – минимальное количество. Многие регионы не смогут принять большой поток туристов. К тому же резко подорожал транспорт. Перспективы в этом отношении не очень обнадеживающие. Есть, конечно, экскурсионный туризм – Москва, Питер, Казань, но это обычно поездки на 1-3 дня. Чёрное море давно перегружено. А какие ещё места способны принимать туристов? Северный Кавказ – там тоже есть свои проблемы с логистикой. Минводы и Кисловодск – тоже перегружены. Абсолютно везде есть инфраструктурные проблемы. Допустим, Алтай пользуется спросом, природа хорошая. Но внутренняя логистика транспорта от Барнаула до Горноалтайска не слишком эффективна. Это, скорее, локальный курорт, пока нет больших оснований, чтобы люди из Москвы и Питера массово туда ехали. Нужны качественные инвестиции. Но доля внутреннего туризма в нашей экономике невелика. А ездить по России возможностей не очень много: количество направлений в разы сократилось с советских времён. Раньше из Челябинска летало два десятка направлений, который сейчас нет. Всё это сейчас пытаются восстановить, но пока не хватает ресурсов».

«Одна из проблем во внутреннем туризме – нехватка гостиничного фонда в демократичной ценовой категории, — отметил в беседе с изданием политолог Константин Калачёв. — Хотя, если говорить о курортах Черноморского побережья и Кавказа, там проблемы и с гостиницами бизнес-класса. Сколько у нас в России отелей «всё включено»? В Тверской области есть отели, где номер может стоить 20 тыс. рублей в сутки. Многие ли россияне могут себе это позволить? А найти приличную гостиницу средней ценовой категории бывает трудно. Особенно, если речь идёт о таких регионах, как Камчатка.

Вторая проблема – логистика. Дорожают перелёты. Есть датируемые перелёты, поэтому люди летят на Сахалин. А вот перелёт на Камчатку стоит серьёзных денег. Да даже в Мурманск. Такое чувство, что турфирмы ждут клиента с чеком на сотни тысяч рублей, а желательно на миллион. Так что вопрос соотношения цены и качества – главный вопрос. Именно поэтому нашему внутреннему туризму пока трудно конкурировать с Турцией или Египтом».

«Самые популярные направления внутри страны: Краснодарский край, Ставропольский край, Крым, Санкт-Петербург, Москва, Калининградская область, — рассказала «Московской газете» исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе. — В июле-августе ожидается аншлаг практически на всех направлениях, включая Алтайский край, Иркутскую область и Бурятию (Байкал), регионы Поволжья. Уже сейчас наблюдается риск дефицита мест в Кавминводах и Дагестане. В этот период – июль, август, кажется, что инфраструктуры не хватает нигде. Однако если смотреть на распределение потоков в течение года, то можно резюмировать, что есть острая нехватка дорогих объектов размещения, туристических комплексов с хорошей территорией, и нехватка в относительно бюджетном сегменте -3*».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Внутренний туризм, туризм, Россия, отдых
Поделиться
Похожие новости