Новость политики

Чем Москва может ответить на блокировку грузоперевозок в калининградский анклав

Чем Москва может ответить на блокировку грузоперевозок в калининградский анклав

Фото © «Московская газета»

21.06.2022 в 23:31:00
3803

На текущей неделе между Литвой и Россией развернулся масштабный экономико-дипломатический конфликт. С 18 июня литовские железные дороги прекратили транзит ряда товаров с основной территории России в Калининградскую область. Этот регион, напомним, является эксклавом и имеет сухопутную связь с остальной частью России лишь через иностранную территорию. В списке товаров, попавших под запрет железнодорожных перевозок – цветные металлы, продукция из железа, стали, лес, удобрения и другие товары из санкционного перечня Евросоюза

Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис отметил, что его страна сама не вводила никаких дополнительных или индивидуальных ограничений, а лишь исполняет санкционный режим Евросоюза. В Россию из ЕС в рамках четвертого пакета санкций, принятого ещё в марте, запрещено ввозить вышеперечисленные товары, а Литва является одним из членов Евросоюза. Власти Литвы отдельно подчеркнули, что проезд пассажиров и провоз не попавших под санкции грузов в Калининградскую область будет продолжен беспрепятственно.

Между тем, Россия выражала озабоченность по поводу бесперебойного сообщения с этим регионом ещё на этапе подготовки стран Балтии к вступлению в Евросоюз. В 2002 году РФ и Евросоюз договорились уважать интересы развития области и содействовать перевозке товаров и людей с основной территории России в эксклав и обратно, когда Литва станет членом ЕС. Однако время взаимопонимания и учёта интересов друг друга, очевидно, осталось в прошлом. Вильнюс сослался в своих действиях на указание Еврокомиссии, и там подтвердили законность ограничений, наложенных литовскими властями. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель накануне сообщил, что Литва действует в полном соответствии с санкционными требованиями, которые приняты на уровне всего союза, поэтому обвинить её не в чем.

Впрочем, из Москва в адрес Литвы уже прозвучало несколько жёстких заявлений. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал действия Литвы элементом блокады, и пообещал, что Кремль внимательно проанализирует ситуацию и примет ответные меры в ближайшие дни.

В заявлении МИД РФ говорится, что Литва обязана в ближайшее время разблокировать транзит всех грузов, в противном случае российская сторона предпримет все необходимые меры для защиты своих национальных интересов. Какие именно меры имеются в виду в дипведомстве не уточнили. Наконец, кульминацией жёсткой риторики стал пост главы комитета Совета федерации по защите государственного суверенитета Андрея Климова.

Сенатор написал, что в случае, если Евросоюз не повлияет на власти Литвы и не решит проблему, Москва будет иметь право разблокировать транзит самостоятельно и любыми способами. Намек на силовой сценарий? Сенатор продолжил мысль, пояснив, что в случае бездействия Брюсселя Россия сможет не считать легитимными все документы, регламентирующие вступление Литвы в ЕС. Кроме того, эта прибалтийская страна своим поведением ставит под удар и блок НАТО, куда Литву взяли в том числе с учетом вопроса калининградского транзита. По мнению сенатора, попытку транспортной блокады Калининградской области через страну-участницу альянса можно расценивать как прямую агрессию НАТО против России.

В свою очередь, Евросоюз, как видно из вышеприведённого заявления главы европейской дипломатии, влиять на Вильнюс не намерен, напротив, поддерживает действия литовских властей. Конечно, самый экстремальный сценарий пока рассматривать не хотелось бы, но очевидно, что совсем без ответа этот шаг РФ вряд ли сможет оставить. Ведь под запрет попали, по информации губернатора Калининградской области Антона Алиханова, от 40 до 50% всех грузов, которые ввозились в регион из других субъектов РФ. И на этом этапе возникает вопрос: сколько рычагов давления на Литву у Москвы осталось?

Среди дипломатических инструментов – полный разрыв дипотношений? Все менее радикальные меры в этой сфере, похоже, уже исчерпаны. После нескольких раундов взаимных высылок дипломатов в апреле Литва решила понизить уровень дипотношений с РФ, заменив посла на временного поверенного. Поэтому высылка дипломатических представителей как политический ход выражения недовольства действиями партнёра здесь уже вряд ли сработает.

Что касается экономических методов воздействия Литва также последовательно сокращала свои связи с Россией и зависимость от взаимной торговли. Как можно понять из текущей новостной повестки, одной из самых чувствительных сфер в экономических войнах является энергетическая. Но в середине мая Литва полностью прекратила импорт из России электроэнергии. В конце апреля НПЗ в литовском городе Мажейкяй, единственный в Прибалтике, который использовал в своей работе российскую нефть, отказался от её закупки. Ещё раньше страна перестала потреблять и российский природный газ.

Тем не менее, определённое экономическое сотрудничество с соседней Россией у Литвы сохраняется. Доктор экономических наук, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич рассказал, что для стран Балтии Россия до сих пор занимала третье-четвёртое места в списке торговых партнёров. По данным ФТС на 2021 год, импорт из Литвы в Россию в основном составляли автомобили, алкогольные и безалкогольные напитки и мебель. Что касается экспорта из России в Литву, то данные за прошлый год уже неактуальны, поскольку основные типы товаров Литва прекратила закупать у России по собственной инициативе нынешней весной. По мнению Межевича, в связи с известными событиями, можно прекратить торговлю с Литвой полностью, что нанесло бы ей заметный экономический ущерб. Эксперт считает, что любые силовые сценарии даже рассматривать не стоит — нужно сосредоточиться на экономических методах воздействия.

По мнению депутата Госдумы от Калининградской области Андрея Колесника, литовский суверенитет нужно игнорировать и «делать то, что нам нужно». В частности, парламентарий назвал ошибкой согласие России не использовать воздушное пространство Литвы после её запрета на пролёт российских самолётов. Мол, надо было ещё тогда не подчиняться, а иначе это воспринимается как слабость. Теперь же Колесник предложил «продавить силой железнодорожный путь через Литву».

Напомним, что ещё до начала «транзитного кризиса» депутат от «Единой России» Евгений Фёдоров внёс в Госдуму предложение отозвать признание независимости Литвы, которое было подтверждено ещё во времена распада СССР. Такие заявления хорошо объясняют, почему Литва именно сейчас с такой охотой взялась исполнять санкции Евросоюза. Предложение лишить суверенитета, звучащее из соседнего большого государства, вряд ли будет вызывать желание развивать дружественные взаимоотношения и относиться с пониманием к интересам этого соседа. Литва – член НАТО, 5-я статья устава которого предполагает коллективную оборону в случае возникновения опасности для любого из его членов. Любая попытка «продавить железнодорожный путь» будет воспринята со всей серьезностью. А при таком сценарии доставка или недоставка в Калининград цемента и железных чушек потеряет всякую важность на фоне возможного военного ответа.

В самом Калининградском регионе настроения в связи с литовскими запретами, похоже, не слишком оптимистичные, хотя и трагедии из происходящего не делают. Предприниматели, чей бизнес связан с попавшими под запрет грузами, говорят о невозможности в короткие сроки переориентировать весь грузопоток на морские пути, поскольку для этого не хватает судов. Вместо нынешних 3-4 необходимо как минимум 20 паромов, власти региона ищут компании, готовые предоставить новые суда.

Большинство местных бизнесменов сходятся во мнении, что есть вероятность роста цен на топливо, стройматериалы и другие подсанкционные товары, а часть владельцев компаний задумываются о переводе бизнеса на основную территорию России. Замдиректора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Максим Першин отметил, что по железной дороге ежегодно в Калининградскую область ввозилось 10-15 млн тонн различных грузов. Он напомнил, что портовая инфраструктура Калининградской области сможет принять такой объём дополнительных товаров, а порты Ленинградской области могли бы обработать их отправку. Однако перевозки по морю могут оказаться дороже и сильно зависят от погодных условий. Поэтому снабжение области некоторыми товарами может стать менее предсказуемым по времени и более затратным.

Губернатор региона Антон Алиханов уже заявил, что проблему можно было бы решить очень просто, сделав исключение из четвертого санкционного пакета ЕС для транзита грузов в Калининградскую область. Таких исключений в различных санкционных мерах сейчас делается немало. Но пока в Брюсселе, похоже, побеждает курс на политическую принципиальность. И несмотря на заявления об ответных мерах из Госдумы и Совета Федерации европейцы пока настаивают на своём.

Сейчас к общему беспокойному фону добавляется ещё и юридическая неразбериха с применением новых запретов. Появлялись сообщения от грузоперевозчиков, что на литовской границе якобы останавливают не только поезда с санкционными товарами, но и грузовики, хотя о них в официальных заявлениях Вильнюса ничего не говорилось.

До каких-то силовых столкновений дело вряд ли дойдет, однако искусство договариваться, которым дипломаты всех уважающих себя стран вроде бы должны владеть на хорошем уровне, в текущих российско-европейских отношениях, такое ощущение, совершенно утрачено. В будущем партнерские отношения во всех сферах, включая даже элементарную перевозку товаров, по всей видимости, придётся стоить заново — в ближайшее время жителей и бизнес Калининградской области ждут непростые времена.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
москва, грузоперевозки, калининград, анклав
Поделиться
Похожие новости