Дружба с подвохом. Ждать ли Кремлю реальной поддержки от Китая?
После начала спецоперации операции по защите Донбасса Москва попыталась найти хоть какую-то международную поддержку своих действий, поскольку резко негативная реакция последовала далеко не только от ЕС и США. Главные надежды Кремль возлагал на китайских партнеров, которые регулярно высказывают свою особую позицию по различным международным вопросам, близкую к мнению российского руководства
Признания Крыма или ЛДНР от Пекина вряд ли ожидали даже в МИДе, но на активную помощь Поднебесной в противодействии антироссийским санкциям, видимо, очень рассчитывали. Недаром президент РФ Путин в ходе своего последнего визита в КНР, прибыв на открытие Олимпиады, попутно подписал с Си Цзиньпином совместное заявление по международной повестке, где два лидера совместно осуждали якобы имеющиеся гегемонистские устремления США и их союзников, а Россия выражала всецелую поддержку китайским властям по вопросу Тайваня. Очевидно, в Кремле надеялись на ответную политическую и, главное, финансово-экономическую солидарность.
Накануне официальный представитель МИД Мария Захарова назвала Китай другом РФ среди мировых гигантов. Чиновница ссылалась на реакцию китайской стороны на события в Украине. Пекин не выразил однозначного осуждения действий России, из чего в Москве, видимо, предпочли сделать вывод, что Китай эти действия скрыто поддержал. В чем же на самом деле заключалась китайская реакция?
Многие российские СМИ и эксперты сосредоточились на том, что Китай отказался поддержать санкции против России в связи со спецоперацией в соседней республике. Но стоит взглянуть на политическую часть заявления, размещенного в китайской прессе по итогам телефонного разговора Путина с председателем КНР Си Цзиньпина. В Кремле тогда поспешили сообщить, что китайский лидер якобы с уважением отнесся к действиям России.
Однако вот как эта позиция выглядит в изложении агентства «Синьхуа»: «Китай поддерживает Россию и Украину в решении вопроса путем переговоров. Позиция Китая об уважении суверенитета и территориальной целостности всех стран и соблюдении целей и принципов Устава ООН является последовательной». При всем желании сложно усмотреть в этих словах поддержку спецоперации, скорее, напротив, Пекин выступил за переход к переговорам в кратчайшие сроки. Видимо, достижение «демилитаризации и денацификации» Украины для Китая первоочередной целью не является. Позднее министр иностранных дел Китая Ван И в разговоре с дипломатами ЕС подтвердил, что данная ситуация – это не то, что Китай хотел бы видеть.
Впрочем, на государственном уровне КНР к антироссийским санкциям присоединяться также не намерена, и это на данный момент остается неоспоримым фактом. Замдиректора ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН Александр Ломанов уверен, что против введения Китаем каких-либо ограничений в отношении России работает 30-летний опыт доверия и сотрудничества, накопленный нашими странами. «Если бы все это происходило на 10-15 лет раньше, то вполне возможно, что могла бы появиться и осуждающая позиция Пекина. Но когда США четко говорят, что их задача – сдержать Китай и не позволить стать ему вровень с ними, это вряд ли случится. Китайское руководство понимает, что очень легко можно испортить отношения с Россией, ничего не выиграв на Западе», – уверен эксперт.
Он добавил, что дальнейшая реакция Пекина в значительной степени зависит от развития событий в Украине. Иными словами, сдержанная реакция Пекина обусловлена не столько стремлением поддержать Россию, сколько прохладными отношениями с Западом, из-за которых КНР не хочет сейчас однозначно становиться на сторону своих глобальных соперников. Кроме того, Китай в принципе не любит различных санкционных войн, ограничений и контрограничений, поскольку они подрывают международную торговлю и лишают прибыли, в том числе, и китайскую экономику.
Государство Китай не собирается присоединяться к ограничениям, а вот как коммерческий партнер Китай, похоже, будет вести себя крайне осторожно: оценивать риски и избегать любого сотрудничества с РФ, потенциально опасного с точки зрения вторичных санкций. Два крупнейших банка Industrial and Commercial Bank of China и Bank of China уже де-факто соблюдают западные ограничительные меры и не проводят долларовых операций с российскими юрлицами. Эксперты полагают, что вскоре к такой политике могут присоединиться и другие банки КНР.
На второй день военной операции китайские нефтетрейдеры и переработчики прекратили закупки танкерной нефти из России, ожидая ясности с санкционными рисками. Китайский бизнес в большой мере зависит от директивных решений компартии и государственного руководства. Поэтому вряд ли стоит сомневаться, что если бы Пекин однозначно проявил политическую волю и дал сигнал бизнесу не сворачивать сотрудничество с Россией, несмотря на риски, этот сигнал был бы принят и исполнен. Но Китай, как и почти всегда, руководствуется своими прагматичными интересами.
Не стоит забывать, что это для России Китай – крупнейший торговый партнер, а для самой Поднебесной рынком №1 по объему товарооборота являются США. Даже ради идеологической близости и борьбы за многополярный мир китайские производители такой рынок терять не захотят: слишком сильно Китай встроен в глобальную экономику и зависит от внешней торговли. «У КНР есть собственные экономические интересы на Украине. Страна развивает сотрудничество с Украиной, как и в целом с Евросоюзом, в сфере экономики. И в условиях усиливающейся конфронтации с США руководство Китая постарается сохранить остатки положительного имиджа хотя бы в Европе. То есть как-то противопоставлять свою позицию Брюсселю Китай тоже не хочет», – отмечает журналист-международник Леонид Ковачич.
Наиболее вероятным представляется вариант, что Китай не станет официально присоединяться к международным санкциям, однако оставит открытыми каналы сотрудничества с Россией лишь в тех сферах, где это наименее рискованно с точки зрения сохранения экономических связей с Западом. А по мере расширения санкционных пакетов таких сфер будет оставаться все меньше.
За исключением Беларуси, Кубы и Никарагуа, которые ясно выразили свою поддержку России, мир сейчас разделился на две группы: одни страны однозначно осуждают Россию и выражают солидарность с Украиной на словах и на деле, другие – призывают к миру и переговорам без указаний конкретных виновников. Ко второй группе из крупных держав относится не только Китай, схожей позиции придерживается Индия, ЮАР и некоторые другие государства. С политической точки зрения, возможно, для Москвы такая нейтральная позиция представляется благом, но в плане внешнеэкономических связей от этого не легче. Как показывает пример Китая, западные ограничения в основном соблюдаются если не на уровне правительств, то отдельными компаниями и банками.
В завершение стоит привести последнее заявление представителя МИД Китая Ван Ваньбиня: «Ни одна страна не должна грубо подрывать суверенную безопасность других ради собственного военного преимущества и абсолютной безопасности. Следует уважать законные интересы безопасности всех стран».
-
Минимальные цены на шампанское установлены в России с 25 июля....25.07.2016 в 17:28:009756
-
Россия возобновляет регулярные рейсы в Турции, которые были отменены из-за попытки государственного переворот...22.07.2016 в 09:39:009804
-
По данным на 1 июля общая задолженность по зарплате в России снизилась на 5% (200 млн рублей) по сравнению с показа...15.07.2016 в 17:23:007996
-
В ближайшие дни в Астраханскую, Волгоградскую, Ростовскую области, а также в Калмыкию придет аномальная жара &ndas...14.07.2016 в 20:36:008467
-
Канцлер Германии заявила о «глубоко оборонительной» стратегии НАТО в отношении России. ...07.07.2016 в 19:26:008873
-
Россия снимает ограничения на посещение Турции российскими туристами....29.06.2016 в 00:00:0010165