Новость политики

Изменит ли скандал с Катаром курс ЕС на полный отказ от российского газа?

Изменит ли скандал с Катаром курс ЕС на полный отказ от российского газа?

Фото © «Московская газета»

22.12.2022 в 16:04:00
3707

Скандал в Европарламенте, связанный с предполагаемыми коррупционными связями некоторых европейских чиновников с Катаром, поставил под угрозу один из основных каналов замены российского газа. По крайней мере, с таким предостережением выступила катарская сторона в лице одного из своих дипломатов, на слова которого ссылается издание Politico

Скандал разразился 9 декабря, когда в результате совместной операции бельгийской и французской полиции была задержана вице-президент Европарламента, депутат от Греции Ева Кайли и ещё несколько человек, а в результате обысков были найдены крупные суммы наличных. Правоохранители обвинили задержанных в том, что они за взятки пытались проводить в европейских руководящих органах политику, выгодную Катару, обеляли репутацию этой страны в преддверии чемпионата мира по футболу и замалчивали о нарушении прав человека катарскими властями. Европарламент счёл обвинения в отношении своих представителей настолько серьёзными, что, во-первых, лишил Кайли депутатской неприкосновенности, а во-вторых, ввёл некоторые ограничения в отношении Катара. В частности, была заморожена либерализация визового режима для катарских граждан, а официальным представителям эмирата был запрещён вход в здание Европейского парламента.

Катар не только отверг все обвинения в свой адрес и назвал ограничительные меры дискриминационными, но и прозрачно намекнул, что расследование Евросоюза может крайне негативно отразиться на всех сферах сотрудничества, в том числе энергетической.

Между тем, в ходе энергокризиса 2022 года Евросоюз сделал ставку на максимально быструю замену российского газа на топливо других поставщиков, и немалую роль в этом переходе европейцы отводили именно Катару. Эта небольшая страна обладает третьими в мире запасами природного газа и является его крупнейшим поставщиком среди арабских стран. Аналитики агентства Anadolu подсчитали, что среди стран Персидского залива только это государство имеет потенциал для существенного роста поставок на внешние рынки. В прошлом году Катар нарастил экспорт газа в Европу сразу на 65%, однако в нынешнем году этот рост замедлился. Дело в том, что у Катара ограничены мощности по сжижению добываемого газа, а 90% СПГ, который Катар способен произвести при нынешнем уровне своей промышленности, законтрактован потребителями из Южной и Юго-Восточной Азии, в том числе Индией, Пакистаном и Китаем, и не может быть перенаправлен в Европу.

В ноябре министр энергетики Катара аль-Кааби отмечал, что в ближайшее время с европейскими странами могут быть подписаны новые долгосрочные контракты на поставку СПГ сроком на 10-15 лет. В связи с последними намёками на возможное сворачивание энергетического сотрудничества Катара с Европой появились оценки того, что этот скандал якобы мог бы сыграть в пользу России. Предполагается, что из-за коррупционного скандала и обвинений в свой адрес Катар может прекратить или по меньшей мере не наращивать поставки своего сжиженного газа странам ЕС, что в конечном счёте должно принудить Евросоюз хотя бы частично вернуться к закупкам газа у России.

Однако у такого взгляда на ситуацию есть серьёзные недочёты. Главный из них – Катар пока так и не стал критически значимым поставщиком для Европы. Из 1 млрд кубометров газа, которые Евросоюзу необходимы ежесуточно, из Катара поступает лишь 60000. Вряд ли даже полное выпадение таких объёмов могло бы подвигнуть Брюссель к кардинальному изменению курса своей энергетической политики. В то же время даже реальность намерений Катара ограничить торговлю газом с ЕС вызывает сомнения. Угрозы могут остаться лишь на словах. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что твёрдая позиция эмирата заключается в готовности продавать свои ресурсы любому платёжеспособному клиенту вне зависимости от его политических воззрений. Кроме того, экспортом катарского СПГ занимаются крупные международные компании, владеющие значительными долями акций в газовых проектах Катара. Заставить их перестать продавать катарское топливо европейцам мог бы лишь прямой запрет со стороны властей эмирата, но крайне сомнительно, что Доха готова пойти на экономические издержки и подрыв доверия клиентов ради удовлетворения собственного самолюбия, задетого коррупционными обвинениями Европарламента.

Таким образом, поступательное развитие европейско-катарского газового сотрудничества, с наибольшей вероятностью, продолжится своим чередом. Но на темпы этого развития влияют вовсе не международно-политические, а сугубо технические факторы. С одной стороны, сама Европа пока не имеет достаточных мощностей для приёма возрастающих объёмов СПГ. Только накануне первый собственный СПГ-терминал был запущен в Германии. Аналогичные проекты сейчас реализуются в Нидерландах, Финляндии, Эстонии и других странах ЕС, но до их завершения и получения возможности принимать больше сжиженного газа пройдёт ещё какое-то время. С другой стороны, как уже говорилось выше, Катар пока не может серьёзно нарастить поставки в Евросоюз, даже если бы этого очень хотел. Большая часть катарского газа сегодня уходит в Азию, а то, что остаётся на свободном рынке, Доха и так поставляет европейским потребителям. Но эти объёмы сравнительно невелики. Первая значительная прибавка в мощности заводов по сжижению газа ожидается лишь к 2024-2025 годам. Тогда и можно будет говорить о том, желает Катар поставлять большие объёмы в Европу или нет.

Пока же свои поставки, учитывая высокие закупочные цены, увеличивают другие производители сжиженного газа. С августа растут объёмы экспорта американского СПГ. В США под европейское направление заточена фактически вся экспортная инфраструктура газовой сферы. Поэтапно вводятся новые мощности, ремонтируются уже имеющиеся. Свою небольшую лепту в преодоление энергокризиса вносит Австралия, чьи поставки СПГ раньше были ориентированы исключительно на Азию и Латинскую Америку. С января 2023 года начинает действовать 15-летний контракт на поставки газа в европейские страны. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов трубопроводы из Алжира, Норвегии и Азербайджана.

В октябре сообщалось, что доля российского газа на рынке Европы снизилась с прежних 50% до 7,5%. Самым показательным в этом контексте стало поведение рынка на фоне пожара, произошедшего на экспортном газопроводе «Уренгой – Помары – Ужгород» в Чувашии. Этот трубопровод остаётся последним действующим каналом прокачки российского газа в Центральную и Западную Европу. Когда последствия ЧП ещё не были ясны, стоимость газа на бирже выросла на 5,6% с $1150 до $1250 за тысячу кубометров, но уже через пару часов вернулась практически к изначальным значениям. Такая реакция, особенно в сравнении с резкими всплесками цены весной-летом 2022 года, может свидетелствовать о том, что ЕС завершает не только техническую, но и моральную подготовку к полному замещению российского газа. И вряд ли даже полный отказ от сотрудничества одного из множества поставщиков изменит ситуацию.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
газ, россия, ес, катар
Поделиться
Похожие новости