Новость политики

Московские власти готовятся провести муниципальные выборы 2022 по рецепту думской кампании

Московские власти готовятся провести муниципальные выборы 2022 по рецепту думской кампании

Фото © «Московская газета»

06.12.2021 в 23:02:00
5389

В Москве постепенно начинается подготовка к муниципальной кампании, которая пройдёт в следующем году. В 124 районах будут избраны новые составы советов депутатов – всего около полутора тысяч человек. Реальных полномочий у мундепов немного, за исключением решения некоторых вопросов по благоустройству и других не самых значительных сфер, однако политическое значение этой кампании всё же велико

Выборы 2017 года, на которых команда «Объединённых демократов» под руководством Дмитрия Гудкова и Максима Каца добилась значительных результатов и провела 266 депутатов в разных районах, до сих пор в оппозиционных кругах считаются большим успехом, а властью были восприняты, мягко говоря, без одобрения. Поэтому спустя пять лет несистемная оппозиция наверняка мечтает повторить подобный успех, а московская мэрия уже разрабатывает свою предвыборную стратегию, чтобы выборы прошли без эксцессов. На районном уровне может пригодиться опыт, полученный правящей партией в ходе прошедших в этом году выборов в Госдуму. «Единая Россия» может считать эту кампанию полностью успешной, она сохранила конституционное большинство, а несистемная оппозиция так и осталась несистемной, не пройдя в парламент.

Как полагают эксперты, у мэрии Москвы велик соблазн провести муниципальные выборы по тем же лекалам. А это означает наличие нескольких факторов: сохранение дистанционного голосования, недопуск наиболее активных оппозиционеров и, напротив, латентная помощь оппозиционерам более лояльным, чтобы голоса недовольных текущей ситуацией в стране и в городе граждан растеклись по нескольким малым партиям, а в итоге победила партия власти.

Наиболее очевидным кандидатом на роль такой «приемлемой оппозиции» сегодня называют партию «Новые люди». Она основана в 2020 году, через полгода уже получила места в нескольких региональных заксобраниях, например, в Рязанской области, а в 2021-м получила 13 мандатов по партийному списку в Госдуме.

Зная российскую политическую систему, сложно предположить, что такой успех мог стать возможным без одобрения высшего руководство, включая внутриполитический блок Администрации Президента.

Одним словом, можно предположить, что если власти напрямую и не помогают Новым людям подниматься на политический олимп, то они этому и не препятствуют. Сложился своеобразный симбиоз, когда власть позволяет умеренно либеральным новичкам собирать протестные голоса, а те в ответ обходятся без резкой риторики и не идут на реальную конфронтацию с правящим режимом.

Эта стратегия может сработать и на муниципальных выборах в Москве, и первый этап данного плана уже начал реализовываться. 5 декабря Новые люди первыми официально начали готовиться к грядущей кампании. Они провели свой форум, где были озвучены цели и дальнейшие действия, а также запустили онлайн-платформу для привлечения к своей кампании будущих кандидатов, которые затем пройдут обучение и будут бороться за мандаты. Политолог Александр Пожалов считает, что у Новых людей есть определённые преимущество, среди которых главное, очевидно, как раз их новизна. Однако к осени будущего года эффект новизны может начать угасать, и не факт, что в Москве, для которой в партийной программе не нашлось отдельной рубрики, они смогут добиться столь успешных результатов.

Особенностью московской районной кампании являются невысокие показатели традиционных парламентских партий, которые им, похоже, не удастся сильно улучшить. «Единая Россия» вряд ли может рассчитывать на высокий процент в некоторых районах. Это относится к центральному и юго-западному округам, где провластным претендентам крайне сложно завоевать симпатии электората. Именно за эти районы развернётся основная борьба и так называемой системной, и несистемной оппозиции. После думских выборов эта грань несколько стёрлась, потому что КПРФ категорически отказалась признавать итоги дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в Москве, тем самым решительно противопоставив себя власти. Сейчас коммунисты оказались в одной лодке с вечно гонимым «Яблоком». И тем, и другим развернуть полноценную кампанию с сильными кандидатами и беспрепятственной агитацией вряд ли дадут.

У «яблочников» к прочим проблемам добавились ещё и внутрипартийные неурядицы. Партия находится в процессе смены руководства и всей своей структуры и, похоже, не слишком готова к политической борьбе. Основатель «Яблока» Григорий Явлинский поставил задачу выдвинуть 400 кандидатов на 1500 мандатов, что само по себе не очень много, но состояние партии заставляет усомниться даже в таком количестве. Впрочем, член регионального совета московского «Яблока» Галина Михалева считает, что выдвигать большое число кандидатов и не нужно. «Даже и только 400 кандидатов – это очень много, ведь нужно сосредоточиться на тех районах, где голосуют за оппозицию, к примеру, там, где массово живут мигранты, и ловить нечего. Поэтому нечего размазывать кашу по тарелке и тратить ресурсы. Самих же кандидатов пусть будет меньше, да лучше», — заявила политик.

Однако куда уж меньше. Сейчас у «Яблока» в Москве 180 мундепов. Чтобы повторить этот результат, партии необходимо привести к победе почти каждого второго кандидата, что в нынешних условиях под силу разве что ЕР.

Вторая по численности и влиянию партия, КПРФ тоже, можно сказать, не в лучшей форме. Она получила порцию уважения от оппозиционной общественности за свои протесты против электронного голосования. Но, во-первых, за год имидж борцов за права избирателей может несколько потускнеть, а, во-вторых, московское отделение партии, вполне возможно, понесёт тяжёлые кадровые потери. Глава городского отделения компартии, депутат ГД Валерий Рашкин сейчас обвиняется в незаконной охоте на саратовского лося и уже лишился депутатской неприкосновенности. Если понадобится, ослабить компартию ещё больше, наверное, не составит большого труда. А за два десятилетия спокойной жизни КПРФ, по всей видимости, отвыкла от real politic в том виде, в котором её знают «яблочники». Готовы ли коммунисты так рисковать ради пары десятков районных мандатов – сомнительно.

В целом политическому блоку мэрии вряд ли стоит сильно волноваться по поводу итогов муниципальной кампании. От самых радикальных избиратели заботливо ограждены антиэкстремистским законодательством. Экс-глава Красносельского муниципального совета депутатов Илья Яшин не был допущен к довыборам в Мосгордуму в 2021 году из-за поддержки Алексея Навального, хотя, по словам Яшина, он никогда не работал в штабе (штабы Навального признаны в РФ экстремистскими организациями, запрещены в России, — прим.ред.) оппозиционера

А оставшуюся работу доделает ДЭГ. Уже можно почти не сомневаться, что в 2022-м электронное голосование никуда не денется. И как показал опыт думских выборов, какими бы путями это не происходило, на дистанционных участках кандидаты от власти одерживают победу.

Тем не менее, интерес к муниципальной кампании наверняка будет немалым. Во-первых, в разных районах Москвы много локальных проблем, которые жители хотели бы решить хоть через какие-то властные органы. Их список велик – от вырубки зелёных насаждений до точечной застройки и транспортных проблем. Да и просто запрос на сменяемость власти, пусть даже на самом низовом уровне, у населения растёт. Запрос на перемены превысил стремление к стабильности ещё двумя годами ранее, поэтому и внимание к каждой электоральной кампании возросло. Конечно, в этот раз вряд ли можно ожидать сохранения 8 районов без «единороссов» в муниципальных советах — времена всё же не те. Но сама гонка будет достаточно насыщенной, так полагает и наблюдающий за подготовкой к кампании политический аналитик Александр Асафов. А значит в некоторых районах возможны и неожиданные исходы, даже несмотря на все усилия сделать эти выборы максимально предсказуемыми, если не предрешёнными.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
муниципальные выборы, москва, подготовка
Поделиться
Похожие новости