Новость политики

«Мы не могли заниматься вами. У нас была стратегическая задача». COVID-19 как удобный ответ для власти на все вопросы граждан

«Мы не могли заниматься вами. У нас была стратегическая задача». COVID-19 как удобный ответ для власти на все вопросы граждан

https://osterfeldagency.com

15.06.2020 в 18:10:00
9583

Эксперты о том, будет ли вторая волна коронавируса «политической», и к каким последствиям в России и в мире может привести повторение сценария с локдауном

Вслед за обнаружением коронавируса на рынке в Пекине, приведением экстренных служб в режим боевой готовности и введением военного положения в одном из столичных районов может начаться новая мировая волна ограничений, связанных с COVID-19. Такого варианта развития событий не исключает начальник ситуационного центра ЦОДД Москвы Александр Евсин.

По мнению чиновника, факт обнаружения вируса на разделочной доске для рыбы не может быть отправной точкой для столь масштабных мер, предпринятых властями. Наиболее правдоподобной с точки зрения Евсина является версия о том, что истинная цель действий Китая — попытка подрыва экономики западных стран, которые, отреагировав на угрозу пандемии, понесли колоссальные потери, в то время как сама КНР оказалась в выигрыше.

«Правительства Запада, как дурачки, повторяют и усиливают стократно любое действие Китая. В Китае один город закрывают с ~1% населения страны, в Европе всех сажают в карантин. Китай снижает производство на 1%, Европа на 51%. Поставщики нефти терпят громадные убытки, китайские хранилища заполняются под завязку дармовой нефтью. Своих масок нет, Китай заваливает весь мир масками и прочим пандемическим ширпотребом. Запад проигрывает и теряет. К экономическим проблемам ожидаемо присоединятся социальные и политические кризисы. Китай наращивает мощь, устойчивость и влияние. Все остальные теряют», — оценил ситуацию Евсин, отметив, что к медицине действия китайцев не имеет никакого отношения.

Эксперт предположил, что, помимо нанесения экономического и социального ущерба западным странам, правительство страны также решает задачу по ужесточению контроля над гражданскими свободами внутри государства. Евсин считает, что подобная тактика в борьбе за мировое господство показала себя более эффективной, чем ведение настоящей войны:

«В качестве оружия массового поражения выступают купленные (ну и просто тупые) эксперты и поток страшилок в СМИ. Устройство западных правительств и СМИ далее увеличивает начальный импульс в сотни раз. В полном соответствии с известной мудростью: «Дурака достаточно напугать, дальше он все сделает сам». Посмотрим, какова будет реакция в этот раз в нашей стране и других странах... надеюсь, ума хватит все-таки не лезть в эту петлю второй раз», — резюмировал свои рассуждения автор публикации.

Поделиться своим видением ситуации «Московская газета» попросила экспертов в сфере здравоохранения и политических процессов.

Заместитель руководителя Координационного совета Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения и социального развития, доктор медицинских наук Ян Власов считает: «Нам столько уже обещают вторую волну ковида, что ее приход воспринимается более ожидаемо, нежели разочарование от того, что она не появится. Ее будут создавать чисто политически. Политических выгод для стран или отдельных направлений в области производства, как мы видим, предостаточно. Есть не только те, кто потерял деньги, но и те, кто хорошо заработал. А главное, что вирус — удобный ответ для власти на любые вопросы со стороны населения. Государство всегда может сказать: ну вы ведь видите, мы не могли заниматься вами, у нас была стратегическая задача — коронавирус. Поэтому с точки зрения политической появление второй волны желанно и ожидаемо. Сейчас посмотрят, как отреагируют на кризис после первой волны, если нужно будет что-то «докрутить» — введут вторую. Это, конечно, до известной степени конспирология, но выводы именно такие напрашиваются. Если говорить о медицинском аспекте, вирусы вторую волну давать не должны. Об этом заявляют все вирусологи. Тем не менее, это заболевание, которое на эпидемию по цифрам не тянет, протекает по весьма нестандартным лекалам. Об этом говорят и у нас, и в Европе. Только в Китае об этом не говорят, там считают, что это обычный вирус. Но в таком случае никакой второй волны, повторюсь, быть не должно. Новое обнаружение коронавируса и реакция китайских властей на это обнаружение заставляют вообще задуматься, а был ли, собственно, мальчик? Что-то, безусловно, было, но соответствовало ли оно масштабу принятых мер и понесенным потерям?»

По мнению Я. Власова, вероятность второй волны коронавируса есть, но эта версия основана не на научных подходах, а на «теоретизмах».

«Настоящие вирусологи не очень-то верят во вторую волну, но будут ли государства снова реагировать с такой, я бы сказал, шизофренической активностью? Скорее да. Первыми начнут американцы и европейцы. И мы, скорее всего, поддержим европейское видение ситуации. Является ли заболевание новым для нас? Да. То, что показывал академик Чучавин в своих научных исследованиях, видавших виды специалистов весьма впечатлило. Другое дело, что эти исследования не объясняют, почему речь идет все-таки о пандемии и об эпидемической распространенности, хотя ее нет. Об этом академик дипломатично умолчал», — сказал собеседник издания.

Эксперт отметил, что исключительно медицинскими аспектами состояние сегодняшней системы здравоохранения объяснить нельзя, поскольку она выстраивается не на основе ситуации в области здоровья, а на основе понимания ситуации в политических кругах.

«Политика очень сильно вмешалась в систему здравоохранения. Те рекомендации, которые изначально давали, они вообще никакого отношения к медицине как таковой не имели. Не было запроса ни в ассоциацию врачей-инфекционистов, не были приглашены к диалогу кафедры и специалисты, которые десятилетиями занимались вопросами вирусологии. Только через два месяца на них на всех обратили внимание. Надо же, у нас, оказывается, целые институты есть! Давайте спросим, вдруг они что скажут? А все решения уже были приняты, и отыграть ситуацию было нельзя», — считает представитель Общественной палаты РФ.

Ян Власов отметил, что в случае повторения сценария система здравоохранения будет уже более подготовлена, однако подчеркнул, что этот сценарий будет носить «политико-здравоохраненческий», а не медицинский характер. По мнению эксперта, речь идет в большей степени о демонстрации того, как можно организовать систему и провести какие-то мобилизационные предприятия «на случай, если вдруг завтра война».

Политический консультант Андрей Перла считает, что делать какие-либо выводы о реальной мотивации действий КНР в условиях недостатка информации крайне сложно, однако новая волна необоснованных ограничений вызовет волну протестов.

«Во-первых, есть очень важный вопрос, идет ли речь о действительно огромной опасности или об опасности надуманной. Точнее даже сказать не о реальности этой опасности, а об отношении к этой реальности населения самых разных стран. Потому что, если население действительно будет уверено, что существует огромная угроза, которую нужно общими усилиями остановить — делать нечего. Ради этого люди, конечно, будут согласны на определенные лишения и жертвы. Если же очень большой процент людей в угрозу не поверит, как это произошло сейчас, и сочтет ее незначимой для себя лично и своих родных, то ограничения встретят уже достаточно серьезные социальные протесты. Речь идет не только о России, а обо всех развитых странах, потому что попытка сопротивления, в общем-то, вероятно, надуманной пандемии надуманными средствами уже вызвало колоссальное проседание экономики, падение производства, национальных валют и объединение против этого огромного числа людей в разных странах», — констатировал эксперт.

Политолог считает, что новый «откат в локдаун» после постепенного возвращения  к нормальной жизни может вызвать тяжелейшие политические кризисы. Тем не менее, полагает Перла, к революционному сценарию с демонтажем политических режимов возможное возвращение ограничительных мер вряд ли приведет.

«Мы увидим достаточно значимые социальные протесты, которые сделают ситуацию патовой, подвешенной. Когда, с одной стороны, есть ограничения, но не настолько серьезные, как следовало бы ввести, по мнению правительства. А с другой стороны, недостаточная опасность ситуации с COVID, чтобы эти ограничения оправдывать. И вот эта двойственность в долгосрочной перспективе станет даже более опасной для всех политических систем в целом, чем любые сиюминутные угрозы. Что касается размышлений о каких-то специальных злонамеренных действиях Китая, думаю, сейчас ни у одного эксперта нет достаточно данных для того, чтобы такого рода версии подтверждать или опровергать. Мы действительно не знаем, что происходит в Китае. Как с точки зрения ситуации с реальным распространением вируса, так и с точки зрения того, насколько, по мнению самих китайцев, прочна их политическая система. А это очень значимые факторы. Для того, чтобы ответить на вопрос о планах Китая сколь-нибудь предметно, нужно быть, во-первых, профессиональным синологом, специалистом именно по политической системе страны, а во-вторых, располагать какой-то достаточно эксклюзивной информацией, какими-то инсайдами», — считает Перла.

Автор: Антон Стариков
ТеГИ
коронавирус, Китай, мировая экономика, политическая система
Поделиться
Похожие новости